Акафист крещению на церковно славянском. Акафисты — что это такое — подборка акафистов

Акафист крещению на церковно славянском. Акафисты — что это такое — подборка акафистов

Что такое акафисты святым? Акафист Николаю Чудотворцу. Акафист Богородице

Среди многообразия жанров церковной гимнографии есть один, который заслуживает особого внимания уже потому, что неразрывно связан с богослужениями в честь церковных праздников, столь любимых всеми, и дней памяти различных святых. Речь пойдёт об акафистах — благодарственном пении в честь угодников Божиих или событий библейской истории. Постараемся разобраться, что такое акафисты и какова их история.

Особенности данного жанра

Само это слово переводится с греческого как «неседальная песнь», то есть песнопение, которое предписывается исполнять стоя. Разумеется, невозможно даже представить, чтобы в православном храме кому-то пришло в голову сидя исполнять, например, акафист Николаю Чудотворцу. Но дело в том, что название это пришло к нам из первых веков христианства, а в те далёкие годы порядок богослужений был иной. У старообрядцев этот термин звучит иначе — они говорят «акафисто».

Говоря о том, что такое акафисты в их современной форме, нельзя не подчеркнуть их главное отличие от древних кондаков — наличие «хайретизмов». Так именуются многократные повторения хвалебных эпитетов, сопровождающихся восклицанием: «радуйся!» Например, акафист Богородице в русском переводе содержит такие слова: «Радуйся, та, через которую радость воссияла; радуйся, та, через которую снято с нас древнее проклятие!» и так далее. Это существенная черта, придающая данной форме неповторимое своеобразие. Если мы рассмотрим акафист Николаю Чудотворцу, то увидим точно такую же картину.

Структурные требования

В соответствии с установившейся традицией, акафист содержит в себе двадцать пять песен, причём их расположение соответствует порядку букв греческого алфавита. Среди них тринадцать «кондаков» — кратких хвалебных славословий — и двенадцать «икосов» — длинных, пространных стихов. Каждый кондак завершается словом «Аллилуйя», что в переводе с древнееврейского означает: «Хвалите Бога». В конце каждого икоса стоит восклицание: «Радуйся!»

Акафист Николаю Чудотворцу, например, содержит в завершении каждого из кондаков фразу: «Радуйся, Николай, великий чудотворец!», а его икосы начинаясь со слова «Радуйся!» и перечисляют все благие качества души святого, а также богоугодные деяния, им свершённые. Кроме того, характерной композиционной особенностью жанра является ещё и непременное условие заканчивать каждый икос теми же словами, что стоят в конце первого кондака, а все последующие кондаки завершать восклицанием «Аллилуйя». Иллюстрацией этому правилу также может послужить акафист Николаю Чудотворцу, ну или любой другой из их огромного перечня.

Некоторые исторические сведения

В течение достаточно продолжительного времени русская православная гимнография знала лишь акафист Богородице, и только по отношению к нему употреблялся интересующий нас термин. Он был известен также под названием «Великий». Именно его форма послужила схемой для создания всех последующих произведений подобного рода. Этот акафист Божьей Матери, по мнению исследователей, был написан не позднее VI века, и его авторство приписывается святому Роману Сладкопевцу, что, впрочем, не имеет документальных подтверждений.

Можно лишь с полной уверенностью говорить о том, что время создания его занимает период между третьим и четвёртым Вселенскими соборами. Доказательством тому может служить достоверно известная дата сочинения зачина «Взбранной Воеводе…» — 626 год. Эта часть произведения носит также название «проимий», что в переводе на русский означает «капюшон», или, по-церковному, «кукулий».

Отражение реальных событий

Позднее были написаны многочисленные хвалебные гимны, такие как акафист Николаю Чудотворцу, Пресвятой Троице и многие другие, но особенность первого из них, созданного в прославление Божьей Матери, состоит в том, что его проимий (вводная часть) является позднейшим добавлением, связанным с важным историческим событием — осадой в 626 году Константинополя славянами и их союзниками аварами.

Царица Небесная чудесным образом избавила столицу Византии от смертельной опасности, в честь чего и была добавлен, к ранее созданному акафисту новая вступительная часть. Впоследствии нередко акафисты святым писались в связи с определёнными историческими событиями или яркими фактами из их земной жизни. Это являлось частью традиции написания. Иначе говоря, что такое акафисты, как не отражение реальной действительности, отделённой от нас временным интервалом?

Читать еще:  Узнаем из сонников, к чему снится мертвая кошка. Чего следует ожидать наяву? Мертвый кот толкование сонника

Византийские патриархи-поэты

Написание гимнов, в основу которых была положена Богородичная схема, специалисты относят к завершению византийской эпохи. Позднейшие произведения этого жанра связывают с именами Константинопольских Патриархов Исидора Вухираса и Филофея Коккина. Написанные ими акафисты получили широкое распространение в славянских землях. Среди них один из самых известных — акафист Николаю Чудотворцу. Кроме того, в православных храмах часто звучат также написанные ими хвалебные гимны: Иоанну Предтече, архистратигу Михаилу, Кресту Господню и многие другие.

Гимнографическое творчество новейших времён

В России написание акафистов получило широкое распространение в XIX веке. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что к началу 1901 года духовное ведомство разрешило к опубликованию сто пятьдесят восемь сочинений этого жанра, и более трёхсот отвергло. В наши дни, когда после долгих десятилетий богоборчества православная церковь вновь занимает подобающее ей место в обществе, также наблюдается творческий подъём в этой области. Ежегодно из-под пера церковных авторов появляется не менее сорока новых сочинений. Этот жанр становится любим среди новообращённых членов церкви, хотя многие из них впервые узнают, что такое акафисты.

Говоря об использовании произведений этого жанра в богослужебной практике, следует отметить, что в Церковном Уставе отмечается лишь один — Великий акафист, о котором шла речь выше. Он читается в пятую Великопостную субботу. В этот день свершается праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Прочие же акафисты принято включать в молебны и иные различные богослужения. Также церковью благословляется их чтение дома во время келейных молитв.

Акафисты — что это такое. Как правильно акафист читать Господу, Богородице и святым.

ЧТО ТАКОЕ АКАФИСТ

Акафист — это хвалебная песнь или торжественный гимн, который написан в честь Христа, Божией Матери или святому. Его читают обращаясь к конкретному святому, чтобы он помог при разрешении каких-то дел или просто для утешения.
«Неседальное пение» — так переводится акафист с древнегреческого языка. И этот перевод означает, что читать или слушать акафист нужно стоя, сидеть нельзя, исключение составляют лишь больные люди.
Акафист принято читать, стоя лицом к иконе того святого или события, во имя и честь которого исполняется славление. При отсутствии иконы можно прийти в храм и здесь прочитать акафист. Если и этой возможности нет, то вполне допустимо читать акафисты, стоя лицом к востоку.
Господь Иисус Христос так учил нас молиться:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»(Мф.6,6).

Святые отцы так объясняют эти слова — неважно, где человек молится, главное, чтобы молитва была в сердце.

Акафист состоит из разных частей — кондаков и икосов.
Кондак представляет собой небольшую песнь, кратко описывющую какую-либо историю или поступок, который совершил святой.
Икос — это тоже восхваляющая песнь, которая более расширенно раскрывает то событие, которое воспето в предыдущем кондаке.
Например, в пятом икосе будет идти речь о том же событии, что и в пятом кондаке, но более подробно.
Также вместе с чтением акафиста читают тропари, которые похожи на кондаки — это тоже небольшая восхваляющая песнь, посвященная святым или в честь какого-то события, праздника.

ПОРЯДОК ЧТЕНИЯ АКАФИСТА

Порядок чтения акафистов такой же, как обычных молитв- обычно сначала читают начальные молитвы (например, как в утренних молитвах по «Отче наш»), а потом и сам акафист. Можно совместить утреннее или вечернее правило с чтением акафиста. В этом случае второй раз прочитывать начальные молитвы не нужно, а читать акафист можно после молитв до конечной молитвы «Достойно есть».
Но и чтение только одного акафиста не будет считаться ошибкой, самое главное в чтении акафиста, также, как и в чтении любых других молитв, это искренняя вера в Бога (подробнее в статьях как нужно молиться и учитесь молиться) и глубокое почитание святого, которому читается акафист.

Полное правило чтения акафистов:

  • Моли́твами святых оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
  • Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́
  • Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
    (От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читаем: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще.
  • Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святый Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святый, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Отче наш.
  • Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
  • Псалом 50.
  • Символ веры
Читать еще:  Граффити простым карандашом на бумаге. Как нарисовать граффити поэтапно: советы начинающим

Читать акафист
После акафиста:

  • Достойно есть
    (От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:
    А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (или святым, которым читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святых, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.
    (Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста, если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных)

Проект документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви»

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Проект «Акафист в молитвенной жизни Церкви» создан комиссией Межсоборного Присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства во исполнение поручения президиума Межсоборного Присутствия от 28 января 2015 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 2 мая сего года.

Акафист в молитвенной жизни Церкви

I. Общие замечания

В современном молитвенном обиходе акафисты занимают весьма заметное место. Однако порядок использования акафистов за богослужением чрезвычайно разнится в различных местностях и не имеет общепринятого уставного порядка. Кроме того, в течение последних десятилетий введение в молитвенный обиход новонаписанных акафистов в силу обстоятельств эпохи почти не контролировалось церковной властью. Это обусловило хождение среди верующего народа многочисленных гимнов, не соответствующих по своей форме и содержанию Преданию Церкви.

II. Историческое введение

Акафист, или неседальное пение в честь Пресвятой Богородицы, возникновение которого возводится исследователями к рубежу V и VI веков — древнее молитвенное последование. Впоследствие к половине его строф были добавлены 144 воззвания, начинающихся словами ангельского приветствия Божией Матери: Радуйся, что стало самой яркой его особенностью.

Наличие «возрадований» выделило акафист из ряда древних многострофных кондаков, однако и сообщило гимну черты неповторимости — в течение многих веков акафист воспринимался как уникальный молитвенный текст, и даже величайшие византийские песнописцы не составляли гимнов по его подобию. До нашего времени в грекоязычных Поместных Церквях термин «акафист» относится только к первоначальному гимну в честь Божией Матери, но не к другим гимнографическим последованиям.

III. Акафист как жанр церковных песнопений

Появление первых дошедших до нас гимнов, подражательных акафисту Божией Матери, связано с исихастским возрождением XIV века. Сначала в Византии, а потом и у славян начали появляться «икосы, подобные акафисту». Некоторые из них — Иисусу Сладчайшему, святителю Николаю — находятся в молитвенном употреблении по сей день.

Читать еще:  Номинации для коллектива шуточные. Награждения на корпоративе: шуточные номинации и не только…

Первоначально акафист Божией Матери был связан лишь со службой Похвалы Пресвятой Богородицы, и в качестве компонента чинопоследования этого праздника он по сей день печатается в Постной Триоди. Однако со временем он стал использоваться и в личном молитвенном правиле, а в обителях Святой Горы есть обычай петь его на повечериях. В дониконовском русском церковном обиходе акафист Божией Матери входил в состав правила ко Святому Причащению.

Появление «икосов», становление акафиста как жанра привело и к постепенному переосмыслению места такого рода гимнов в молитвенной практике православных христиан. В XVI веке уже фиксируется обычай читать на личном молитвенном правиле акафисты сообразно дням седмицы — в понедельник Архистратигу Михаилу, во вторник Предтече Иоанну и т.д.

Со временем акафисты были включены и в молебные пения — во многих приходах и монастырях сложился обычай совершать молебен у чтимой иконы Божией Матери или перед мощами местного святого с пением акафиста. Начиная с середины XVIII века, число новосоставленных акафистов — сначала в честь святых, а позже и в честь Божией Матери ради явления Ее чудотворных икон, стало весьма значительным, так что потребовалось упорядочение их молитвенного употребления.

В течение XVIII – XIX веков сложилась практика, существующая и поныне, представлять новосоставленные акафисты на одобрение Священноначалия. Акафисты, не получившие такого одобрения, не могли быть напечатаны церковными издательствами.

Некоторые русские акафисты были составлены святыми угодниками Божиими — свт. Иннокентием, архиеп. Херсонским, прав. Иоанном Кронштадтским, сщмч. Аркадием, еп. Бежецким.

IV. Проблемы

Акафисты входят в личное молитвенное правило благочестивых мирян; распространен обычай многодневного чтения того или иного акафиста в качестве особого молитвенного подвига.

Однако, несмотря на весьма широкое распространение, акафисты остаются без уставной регламентации — действующие редакции Типиконов, как славянских, так и греческих, по-прежнему предполагают для общественного богослужения лишь Акафист в единственном числе — гимн, исполняемый в праздник Похвалы. Лишь в современных изданиях Требника в чине общего молебна появилась ремарка после кондака и икоса на 6-й песни канона о том, что «аще хощет иерей, чтет акафист».

В силу целого ряда причин акафисты находят гораздо более широкий отклик среди молящихся. Среди этих причин — и бо́льшая простота структуры акафиста по сравнению с каноном, и бо́льшая доступность текстов акафистов сравнительно с канонами и полными службами, и более простой язык, которым написаны большинство акафистов. Особенно сильное влияние на выбор в пользу акафистов оказывает обычай пения акафистов, когда кондаки и повествовательные части икосов читаются священником, а возрадования поются, зачастую всеми молящимися. Ощущение соучастия в богослужении, привнесение и своего молитвенного труда в общую молитву привлекают к такому исполнению акафистов прихожан многих храмов и монастырей.

Однако сравнительная простота акафистов не должна заслонять от молящихся накопленные столетиями сокровища православной гимнографии. Пастыри должны побуждать молящихся полнее знакомиться с вдохновенными канонами и стихирами, многие из которых созданы великими святыми подвижниками.

V. Определения

Священный Синод, признавая целесообразным упорядочение молитвенного употребления акафистов, определяет:

Призвать чад Церкви употреблять на молитве в первую очередь те акафисты, которые выдержали проверку многовековым молитвенным опытом Церкви, среди которых особое место занимает акафист Пресвятой Богородие, а из вновь написанных, – получившие одобрение Священного Синода.
В случае, если употребление акафистов на конкретном приходе вошло в обычай, рекомендовать исполнение акафиста в одном из следующих мест суточного богослужебного круга:

  • на вечерне: после «Сподоби, Господи» и главопреклонной молитвы;
  • на повечерии: после славословия и Символа веры;
  • на утрене: после кафизм или после 6-й песни канона;
  • на молебне: перед Евангелием.

Издательству Московской Патриархии надлежит издать сборник образцовых текстов акафистов, имеющих одобрение Священноначалия, с тем, чтобы впредь церковные издательства сообразовывались с этим сборником при публикации акафистов.

Источники:

http://www.syl.ru/article/206406/new_chto-takoe-akafistyi-svyatyim-akafist-nikolayu-chudotvortsu-akafist-bogoroditse
http://hram-kupina.ru/akafisty/
http://pravoslavie.ru/100208.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии