А вы знаете, что такое водевиль? История возникновения жанра. Водевиль в кинематографе
А вы знаете, что такое водевиль? История возникновения жанра. Водевиль в кинематографе
Ах, водевиль, водевиль. Как популярен ты был когда-то и каким незаслуженным забвением и равнодушием окружен сейчас! Сегодня многие даже и не знают, что означает это слово. Настала пора поговорить об этом. Итак.
Что такое водевиль
Это жанр комедийной легкой пьесы или музыкального театрального спектакля с танцами и куплетами, центром которого является анекдотический сюжет или занимательная интрига. Интересно происхождение слова «водевиль». Оно родилось от французского «vau de vire» – «Вирская долина». В 15 веке в этой местности были распространены шуточные народные песни – водевиры.
В 16 веке во Франции водевилями было принято называть городские комические песенки, высмеивающие правящий класс. В начале 18 века так именовались куплеты, бывшие обязательной частью представлений, которые устраивались на ярмарках. Эти незатейливые спектакли так и назывались – представления с водевилями. И только к середине 18 века водевиль стал самостоятельным театральным жанром.
Немного истории
В ранних водевилях прослеживается тесная связь с синтетической эстетикой ярмарки: пантомимой, буффонадой, персонажами французского народного театра (Пьеро, Коломбиной, Арлекином и др.). Отличительными особенностями тех спектаклей была мобильность и злободневность.
Для куплетов не писалась специально музыка, они исполнялись под популярные мелодии, что давало возможность подготовить представление за очень короткий срок. Видимо, неслучайно первый пик популярности жанра приходился на годы Французской революции (1789–1794). В те времена водевиль становится агитационным рупором бунтующего народа.
После отшумевшей революции водевиль утрачивает злободневную остроту и пафос. Главной его частью уже становится не сатира, а остроумная шутка, каламбур. Популярность жанра в эти годы многократно возрастает. В 1792 г. во Франции образуется новый театр под названием «Водевиль», а затем «Театр Монтансье» и «Театр Трубадуров». Для веселых постановок пишутся специальные пьесы. Одними из самых известных авторов водевилей были Эжен Скриб и Эжен Лабиш. Их произведения получили широкую известность, по ним ставились комедийные спектакли на многих мировых подмостках в 19 и 20 веках.
Драматургические особенности жанра
Чтобы понять лучше, что такое водевиль, необходимо ознакомиться со специфическими особенностями жанра. Вот они:
- Изображение в комической форме нарушения персонажем какой-либо общественной нормы (незначительной). К примеру, добрососедских отношений, гостеприимства и т. д.
- Присутствие драматической линии с обязательным комедийным оттенком.
- Быстрое развитие действия и гиперболичность комизма всего происходящего на сцене.
- Из-за незначительности нарушаемой в пьесе нормы, основная развязка сводится к короткому резкому столкновению персонажей.
- Быстрота водевильного действия требует специфического сгущения комических элементов по сравнению с комедией.
- Преобладание разговорной речи, а не пения, в отличие от оперетты.
Русский водевиль
В России водевиль появился как жанр, в основе которого лежала комическая опера. Произошло это в начале 19 в. В формирование и развитие русской драматургической школы жанра большой вклад внесли такие писатели и драматурги, как В. Соллогуб, А. Грибоедов, Д. Ленский, П. Федоров, Ф. Кони и др. Известен такой факт, что сам великий поэт Николай Некрасов писал пьесы для маленьких музыкальных комедий под псевдонимом Н. Перепельский.
Сценическая история русского водевиля тоже богата известными именами. Во времена рассвета водевильного жанра на театральных подмостках России блистала целая плеяда известных комедийных артистов, основой творчества которых был исключительно водевиль. Это Н. Самойлов, А. Асенова, Н. Дюр, В. Живокини и др. Играли в водевилях и знаменитые актеры реалистической театральной школы, например, М. Щепкин.
В России рассматриваемый нами жанр был очень популярен. Так, в октябре 1840 г. в Александринском театре было сыграно 25 спектаклей, 10 из которых составляли водевили. В те времена вряд ли нашелся бы человек, который не знал, что такое водевиль.
В 1839 году в Москве состоялась премьера музыкальной комедии «Лев Гурыч Синичкин». Она стала одной из самых любимых и популярных у представителей самых разных сословий. За основу данной пьесы была взята известная французская комедия «Отец дебютантки».
Закат жанра
В конце 1860 годов в Россию из Франции пришла оперетта, что привело к постепенному закату жанра. Тем не менее спектакли-водевили еще долго не сходили со сцены. В конце 19 века А. П. Чеховым были написаны великолепные пьесы-шутки в духе водевиля: «Медведь», «Свадьба», «О вреде табака», «Юбилей», которые затем были поставлены во многих театрах.
Водевиль в кинематографе
Советский кинематограф дал водевилю вторую жизнь. В 1974 году на киностудии «Мосфильм» режиссер А. Белинский снял очаровательную комедию с музыкой «Лев Гурыч Синичкин» – и забытая классика заиграла новыми красками. В съемках приняли участие такие знаменитости, как А. Миронов, Н. Мордюкова, Л. Куравлев, О. Табаков, М. Казаков, Н. Трофимов, Р. Ткачук. Этот старый добрый водевиль и сегодня время от времени показывают по телевидению.
В том же году был выпущен искрящийся бесподобной музыкой Исаака Шварца телевизионный фильм «Соломенная шляпка» по пьесе Эжена Лабиша. Режиссер – Л. Квинихидзе, главные роли гениально сыграли А. Миронов, З. Гердт, Л. Гурченко, Е. Васильева, М. Козаков, В. Стржельчик, Е. Копелян, А. Фрейндлих.
В 1979 г. на экраны вышла изящная комедия-водевиль Светланы Дружининой «Сватовство гусара» с музыкой Геннадия Гладкова и блистательным актерским составом: М. Боярский, Е. Коренева, А. Попов, А. Баринов и др.
И, наконец, в 1980 году был выпущен фильм «Ах, водевиль, водевиль. ». Режиссер – Г. Юнгвальд-Хилькевич, композитор – М. Дунаевский, в главных ролях снялись О. Табаков, юная Г. Беляева, М. Пуговкин. После премьеры песни из этой картины распевала вся страна.
Заключение
Что такое водевиль сегодня? Наверное, можно сказать, что это устаревший жанр искусства, которому уже нет места в современной жизни. Сердца нынешних зрителей покорили мюзиклы и грандиозные шоу. Но остались прекрасные фильмы, в которых запечатлен дух настоящего водевиля, и иногда, под настроение, мы можем посмотреть их и вспомнить прошлое.
А вы знаете, что такое водевиль? История возникновения жанра. Водевиль в кинематографе
Ах, водевиль, водевиль… Как популярен ты был когда-то и каким незаслуженным забвением и равнодушием окружен сейчас! Сегодня многие даже и не знают, что означает это слово. Настала пора поговорить об этом. Итак…
Что такое водевиль
Это жанр комедийной легкой пьесы или музыкального театрального спектакля с танцами и куплетами, центром которого является анекдотический сюжет или занимательная интрига. Интересно происхождение слова «водевиль». Оно родилось от французского «vau de vire» – «Вирская долина». В 15 веке в этой местности были распространены шуточные народные песни – водевиры.
В 16 веке во Франции водевилями было принято называть городские комические песенки, высмеивающие правящий класс. В начале 18 века так именовались куплеты, бывшие обязательной частью представлений, которые устраивались на ярмарках. Эти незатейливые спектакли так и назывались – представления с водевилями. И только к середине 18 века водевиль стал самостоятельным театральным жанром.
Читайте также:
Минерализованная полоса: функции и порядок обустройства
Что такое боа, как носить аксессуар
Немного истории
В ранних водевилях прослеживается тесная связь с синтетической эстетикой ярмарки: пантомимой, буффонадой, персонажами французского народного театра (Пьеро, Коломбиной, Арлекином и др.). Отличительными особенностями тех спектаклей была мобильность и злободневность.
Для куплетов не писалась специально музыка, они исполнялись под популярные мелодии, что давало возможность подготовить представление за очень короткий срок. Видимо, неслучайно первый пик популярности жанра приходился на годы Французской революции (1789–1794). В те времена водевиль становится агитационным рупором бунтующего народа.
После отшумевшей революции водевиль утрачивает злободневную остроту и пафос. Главной его частью уже становится не сатира, а остроумная шутка, каламбур. Популярность жанра в эти годы многократно возрастает. В 1792 г. во Франции образуется новый театр под названием «Водевиль», а затем «Театр Монтансье» и «Театр Трубадуров». Для веселых постановок пишутся специальные пьесы. Одними из самых известных авторов водевилей были Эжен Скриб и Эжен Лабиш. Их произведения получили широкую известность, по ним ставились комедийные спектакли на многих мировых подмостках в 19 и 20 веках.
Драматургические особенности жанра
Чтобы понять лучше, что такое водевиль, необходимо ознакомиться со специфическими особенностями жанра. Вот они:
- Изображение в комической форме нарушения персонажем какой-либо общественной нормы (незначительной). К примеру, добрососедских отношений, гостеприимства и т. д.
- Присутствие драматической линии с обязательным комедийным оттенком.
- Быстрое развитие действия и гиперболичность комизма всего происходящего на сцене.
- Из-за незначительности нарушаемой в пьесе нормы, основная развязка сводится к короткому резкому столкновению персонажей.
- Быстрота водевильного действия требует специфического сгущения комических элементов по сравнению с комедией.
- Преобладание разговорной речи, а не пения, в отличие от оперетты.
Русский водевиль
В России водевиль появился как жанр, в основе которого лежала комическая опера. Произошло это в начале 19 в. В формирование и развитие русской драматургической школы жанра большой вклад внесли такие писатели и драматурги, как В. Соллогуб, А. Грибоедов, Д. Ленский, П. Федоров, Ф. Кони и др. Известен такой факт, что сам великий поэт Николай Некрасов писал пьесы для маленьких музыкальных комедий под псевдонимом Н. Перепельский.
Сценическая история русского водевиля тоже богата известными именами. Во времена рассвета водевильного жанра на театральных подмостках России блистала целая плеяда известных комедийных артистов, основой творчества которых был исключительно водевиль. Это Н. Самойлов, А. Асенова, Н. Дюр, В. Живокини и др. Играли в водевилях и знаменитые актеры реалистической театральной школы, например, М. Щепкин.
В России рассматриваемый нами жанр был очень популярен. Так, в октябре 1840 г. в Александринском театре было сыграно 25 спектаклей, 10 из которых составляли водевили. В те времена вряд ли нашелся бы человек, который не знал, что такое водевиль.
В 1839 году в Москве состоялась премьера музыкальной комедии «Лев Гурыч Синичкин». Она стала одной из самых любимых и популярных у представителей самых разных сословий. За основу данной пьесы была взята известная французская комедия «Отец дебютантки».
Закат жанра
В конце 1860 годов в Россию из Франции пришла оперетта, что привело к постепенному закату жанра. Тем не менее спектакли-водевили еще долго не сходили со сцены. В конце 19 века А. П. Чеховым были написаны великолепные пьесы-шутки в духе водевиля: «Медведь», «Свадьба», «О вреде табака», «Юбилей», которые затем были поставлены во многих театрах.
Водевиль в кинематографе
Советский кинематограф дал водевилю вторую жизнь. В 1974 году на киностудии «Мосфильм» режиссер А. Белинский снял очаровательную комедию с музыкой «Лев Гурыч Синичкин» – и забытая классика заиграла новыми красками. В съемках приняли участие такие знаменитости, как А. Миронов, Н. Мордюкова, Л. Куравлев, О. Табаков, М. Казаков, Н. Трофимов, Р. Ткачук. Этот старый добрый водевиль и сегодня время от времени показывают по телевидению.
В том же году был выпущен искрящийся бесподобной музыкой Исаака Шварца телевизионный фильм «Соломенная шляпка» по пьесе Эжена Лабиша. Режиссер – Л. Квинихидзе, главные роли гениально сыграли А. Миронов, З. Гердт, Л. Гурченко, Е. Васильева, М. Козаков, В. Стржельчик, Е. Копелян, А. Фрейндлих.
В 1979 г. на экраны вышла изящная комедия-водевиль Светланы Дружининой «Сватовство гусара» с музыкой Геннадия Гладкова и блистательным актерским составом: М. Боярский, Е. Коренева, А. Попов, А. Баринов и др.
И, наконец, в 1980 году был выпущен фильм «Ах, водевиль, водевиль…». Режиссер – Г. Юнгвальд-Хилькевич, композитор – М. Дунаевский, в главных ролях снялись О. Табаков, юная Г. Беляева, М. Пуговкин. После премьеры песни из этой картины распевала вся страна.
Заключение
Что такое водевиль сегодня? Наверное, можно сказать, что это устаревший жанр искусства, которому уже нет места в современной жизни. Сердца нынешних зрителей покорили мюзиклы и грандиозные шоу. Но остались прекрасные фильмы, в которых запечатлен дух настоящего водевиля, и иногда, под настроение, мы можем посмотреть их и вспомнить прошлое.
А вы знаете, что такое водевиль? История возникновения жанра. Водевиль в кинематографе
Слово “водевиль” (Vaudeville) происходит от французского “val de Vire” – Вирская долина. Вир – река в Нормандии.
В XVII столетии во Франции получили распространение песенки, известные под названием “Chanson de val de Vire”. Авторами их считают народных поэтов XV столетия – Оливье Басселена и Ле-Гу. Возможно, это просто собирательное обозначение особого жанра простой незатейливой шутливой песенки народного характера, легкой по мелодической композиции, насмешливо-сатирической по содержанию, и по происхождению своему связанной с селениями Вирской долины. Этим можно объяснить и дальнейшую трансформацию самого названия – из “val de Vire” в “voix de ville” (“деревенский голос”).
Во второй половине XVII столетия появились во Франции небольшие театральные пьески, вводившие по ходу действия эти песенки и от них и сами получившие название “водевиль”. А в 1792 в Париже был основан даже специальный “Theatre de Vaudeville” – “Театр водевиля”. Из французских водевилистов особенно известны Э.Скриб и Э.Лабиш.
В России прототипом водевиля была небольшая комическая опера конца XVII века, остававшаяся в репертуаре русского театра к началу XIX в. Это “Сбитеньщик” Княжнина, Николаева – “Опекун-Профессор” и “Несчастье от кареты”, Левшина – “Мнимые вдовцы”, Матинского – “Санкт-Петербургский Гостиный двор”, Крылова – “Кофейница” и др. Особый успех имела опера-водевиль Аблесимова “Мельник-колдун, обманщик и сват” 1779 года.
Следующий этап развития водевиля – “маленькая комедия с музыкой”. Этот водевиль получил особое распространение приблизительно с 20-х годов XIX века. Типичными образцами такого водевиля являются “Казак-стихотворец” и “Ломоносов” Шаховского.
В начале XIX века считалось признаком “хорошего тона” сочинить водевиль для бенефиса того или иного актера или актрисы. Например, водевиль “Своя семья, или Замужняя невеста” в 1817 году создал А.С.Грибоедов в соавторстве с А.А.Шаховским и Н.И.Хмельницким для М.И.Вальберховой. Особый успех выпал на долю пятиактного водевиля Д.Т. Ленского “Лев Гурыч Синичкин или провинциальная дебютантка”, переделанного из французской пьесы “Отец дебютантки” (постановка 1839 года), он сохранился в репертуаре театров до наших дней и является достоверной картиной театральных нравов того времени.
Позже Н.А.Некрасов создал несколько водевилей под псевдонимом Н.Перепельский (“Шила в мешке не утаишь, девушку в мешке не удержишь”, “Феоклист Онуфриевич Боб, или муж не в своей тарелке”, “Вот что значит влюбиться в актрису”, “Актер” и “Бабушкины попугаи”).
Обычно водевили переводились с французского языка. “Переделка на русские нравы” французских водевилей ограничивалась обычно заменой французских имен русскими. Создавались водевили по весьма простому рецепту. О нем рассказывал еще Репетилов в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”:
“. вшестером, глядь – водевильчик
слепят,
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают. “
Увлечение водевилем было поистине огромным. За октябрь 1840 года в петербургском Александринском театре было поставлено всего 25 спектаклей, из которых почти в каждом, кроме основной пьесы, было еще по одному-два водевиля, но десять спектаклей были сверх того составлены исключительно из водевилей.
Приблизительно с 40-х годов в водевиле появляются элементы злободневности и полемики, и это имеет у публики большой успех. Следует заметить, что злободневность в николаевские времена не могла выходить за пределы чисто литературных или театральных тем (и то осторожно), все остальное “строжайше запрещалось”. В водевиле Д.Т.Ленского, например, “В людях ангел – не жена, дома с мужем – сатана” Размазня поет:
“Вот, например, разбор
Пиесы Полевого –
И автор и актер
Тут не поймут ни слова. “
Наиболее популярными авторами водевилей были А.А.Шаховской, Н.И.Хмельницкий (его водевиль “Воздушные замки” удержался до конца XIX века), А.И.Писарев, Ф.А.Кони, П.С.Федоров, П.И.Григорьев, П.А.Каратыгин (автор “Вицмундира”), Д.Т.Ленский и др.
23 февраля 1888 года А.П.Чехов в одном из писем признаётся: “Когда я испишусь, то стану писать водевили и жить ими. Мне кажется, что я мог бы писать их по сотне в год. Из меня водевильные сюжеты прут как нефть из бакинских недр”. К тому времени им были написаны “О вреде табака”, “Медведь”, “Предложение”.
Особенности водевиля:
драматическое столкновение в комедийном плане;
изображается комедийное нарушение какой-либо весьма незначительной общественной нормы, например, нормы гостеприимства, добрососедских отношений и т. п.;
из-за незначительности нарушаемой нормы водевиль обычно сводится к резкому короткому столкновению – иногда к одной сцене;
незначительность объема водевиля требует особого сгущения комического элемента по сравнению с комедией;
гиперболичность комизма требует быстрого развития действия;
преобладает разговорная речь.
Сначала водевиль писался стихами, затем стихи стали чередоваться с прозаическими диалогами – с непременным повторением одних и тех же куплетов с обращением к публике; часто самые куплеты назывались водевилями. Впоследствии куплеты и музыка стали необязательными.
Источники:
http://www.syl.ru/article/364579/a-vyi-znaete-chto-takoe-vodevil-istoriya-vozniknoveniya-janra-vodevil-v-kinematografe
http://www.cubum.ru/a-vy-znaete-chto-takoe-vodevil-istoriya-vozniknoveniya-zhanra-vodevil-v-kinematografe/
http://literatura5.narod.ru/vaudeville.html