7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Влияние массовой культуры на общество примеры. Влияние массовой культуры на сознание человека

Массовая культура и её влияние на различные сферы жизни общества

Аверкина Татьяна Николаевна, почетный работник общего образования Российской Федерации, учитель истории и обществознания ВУВК им. А.П.Киселева, г. Воронеж

УДК 316.7

Массовая культура – один из основополагающих атрибутов духовной сферы современного социума. Ярким примером массовой культуры является создание «индустрии Голливуда» и появление таких жанров кино как ужасы, боевики и сериалы. Подобная продукция ориентирована на массового потребителя, который жаждет «хлеба и зрелищ» и не ставит перед собой в качестве цели тщательную вдумчивость и осмысление происходящего на экране. Так называемые «голливудские» фильмы – один из самых распространенных и «эффективных» инструментов влияния на сознание людей в течение последних десятилетий.

Массовая культура стала одной из неотъемлемых составляющих современной эпохи. Более того, это явление наложило свой отпечаток абсолютно на все сферы жизни общества, что можно легко проследить на основании всех изменений, оказанных на уклад существования человечества.

Так, например, массовая культура оказывает большое влияние на политическую сферу. Прежде всего, она приобщает индивида к сложившейся системе общественных отношений, пресекая попытки и побуждения бунта против неё [1]. При помощи средств массовой информации происходит приобщение граждан к политике, повышается уровень их политического участия. Однако, стоит отметить и обратную сторону данной медали. Крайняя политизированность многих печатных изданий зачастую является основой для формирования мнения читателя, не способного воссоздать собственную картину мира. Вследствие распространения влияния массовой культуры политика воспринимается через образы (имидж и стереотипы). Отсутствует полное понимание политических процессов, представление о политике формируется под влиянием PR, рекламы и агитации. Велика в таких условиях вероятность распространения ложных сведений, введения граждан в заблуждение при помощи СМИ и других инструментов. Одним из самых ярких примеров подобной ситуации может служить скандал, вызванный появлением в девяностых годах XX века фотографий «сербского лагеря смерти», которые оказались подделкой, однако сыграли немаловажную роль в обвинении Сербии в уничтожении мирного населения [2].

Среди экономических последствий влияния массовой культуры нельзя не отметить стимулирование технического прогресса, доступность, дешевизну продукции (вследствие её стандартизированности), а, следовательно, и возможность удовлетворения потребностей беднейших слоев населения и, как результат, повышение уровня жизни во всех уголках земного шара. Так, к примеру, за последние десять лет экономический рост некоторых стран Африки, расположенных южнее пустыни Сахара, составил более семи процентов. Кроме того, массовая культура проповедует необходимость и важность развития технологий производства, технических нововведений. Так как большинство исследователей сходятся во мнении, что массовая культура зародилась в США (стране, где прагматизм и технологичность возведены в ранг основных ценностей), то с распространением массовой культуры распространяются и технологические новшества. С другой стороны, массовая культура ограничивает стимулирование производства уникальной и качественной продукции. Так любой экономический агент, будь то фирма, в качестве основной экономической цели позиционирует максимизацию прибыли, которая может быть достигнута в том числе через увеличение масштабов производства. Одним из сопутствующих факторов и способов по достижению данной цели представляется сокращение издержек путем предложения потребителю однородной и унифицированной продукции, что, безусловно, нельзя охарактеризовать положительно.

Огромное влияние оказала массовая культура и на социальную сферу. Та же самая однородная продукция массовой культуры выступает в качестве определенной интегрирующей силы, сближающей народы и способствующей глобализации.

В силу своей универсальности и ориентированности на каждого индивидуума, независимо от его социального положения, массовая культура стирает границы между классами. Всё это, в конечном счете, способствует снижению уровня социальной напряженности в обществе.

Тем не менее, распространение массовой культуры вызвало резкое повышение уровня патриотизма наций. Отдельные культурные общности стали отстаивать право на национальную самобытность, борясь со всеобщей унификацией. Достаточно вспомнить политику Украинских властей по восстановлению значимости украинского языка как одну из мер возрождения национального самосознания.

Среди отрицательных социальных последствий массовой культуры следует упомянуть пассивное восприятие действительности индивидом, консерватизм, ориентацию не на реальность, а на рекламные, теле‑ и радио- образы, конформизм, как основной тип поведения личности, нежелание и неспособность изменять существующий общественной порядок и устранять недостатки в нём.

Хотя временем рождения массовой культуры принято считать середину 20 века, стоит считать, что отдельные её черты можно увидеть и до этого времени. Так можно привести цитату русского философа А.И. Герцена, который говорит о том, что масса (народ) – тормозящая сила, не дающая обществу развиваться прогрессивно: «Он держится за удручающий его быт, за тесные рамы… Он даже новое принимает в старых одеждах…». Масса сопротивляется нововведениям, страшится нового. Это препятствует развитию общества по пути прогресса.

Пожалуй, самый заметный отпечаток наложила массовая культура на духовную сферу жизни общества. Массовая культура при использовании нехитрых инструментов (типичные образы, стандартизированные сюжеты) помогает индивиду лучше ориентироваться в современном мире, получать пусть и примитивное, но представление о взаимоотношениях между людьми. Через арт-культуру массовая культура дает обществу возможность приобщиться к культуре более высокого уровня. Копируя же и перенимая достижения и образцы элитарной культуры, массовая культура распространяет их, популяризует через СМИ, киноискусство, другими способами. Более того, именно благодаря распространению массовой культуры беднейшие слои населения приобрели возможность пользоваться плодами высокого искусства. Также нельзя не учитывать и общее повышение уровня грамотности населения, немаловажную роль в котором сыграла именно массовая культура.

Читать еще:  Значение элементов русского народного орнамента вышивки и ручного ткачества. Орнаменты и узоры: вариации и мастер-класс по созданию

Вместе с тем большинство специалистов отмечает, что негативных последствий этого явления всё-таки больше, чем позитивных. Известный социолог, исследователь массовой культуры Х. Ортега-и-Гассет писал: «Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду» [3]. Всеобщая универсализация, стандартизация убивает высокое искусство, в котором общество попросту не нуждается.

Продукты духовной деятельности человека в обществе массового потребления ориентированы прежде всего на удовлетворение первичных потребностей. Происходит переоценка ценностей: постмодернизм – господствующее философское направление в эпоху массовой культуры – провозглашает принцип наслаждения как основную цель искусства. «Всё на свете относительно, нет ни «хорошего», ни «плохого» искусства», –утверждают постмодернисты, руководствуясь принципом отрицания иерархичности ценностей. Современное искусство и массовая культура идут в качестве основной траектории своего движения выбирают путь коммерциализации. Этот путь направлен не на нравственное совершенствование личности, а на удовлетворение потребностей, базовых инстинктов. Первостепенная задача такой культуры – развлечь, но не предоставить «пищу для размышлений». Нельзя не отметить и намечающуюся тенденцию отрицания таких ценностей, как целомудрие, патриотизм, семья. Целомудрие объявляется нравственной неполноценностью, патриоту противопоставляется космополит – «гражданин мира», институт семьи переживает глубокий кризис.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что массовая культура на современном этапе своего существования является неотъемлемым элементом общественных отношений, оказывающим огромное и постоянно возрастающее влияние на различные сферы жизни социума. При этом и в политической, и в экономической, и в социальной, и в духовной сферах можно выделить как позитивные, так и негативные последствия данного влияния. Именно поэтому основная задача цивилизации на ближайшие годы – предотвращение негативного влияния массовой культуры, ограничение дальнейшего разложение искусства, а также пресечение превращения его в инструмент удовлетворения базовых потребностей. Для достижения этого результата необходимо четкое и осмысленное изменение ценностей массовой культуры во всех ее проявлениях, внедрение идеалов культуры более высокого уровня. Данный процесс может быть организован в первую очередь путем смешения массовой культуры с элитарной, имеющей, очевидно, более высокую базу ценностей.

22.12.2017, 13:39 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Канищева К.В. написана умеючи, значима для общественности,ее ученых, политиков, журналистов. Она рекомендуется к печати. Но предлагается учесть, если согласится автор. Нужно оговорить богатство содержания термина «культура», где знания, мораль, поведение, законопослушание, миролюбие и др. Не стоит задерживаться Соединенными Штатами Америки,стоит обращаться и к другим странам мира. По взятой «массе людей» следует учесть представительство в ней людей бедных и богатых, а по политике,оговорить преобладание там представителей богачей, которые и влияют со своей выгодой на общественное сознание. Не нужно забыть использование термина «классы».

22.12.2017, 14:23 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Вот что я скажу. Хотелось бы увидеть какую конкретно проблему решает автор. Как ее пытались решить другие авторы и в чем недостаток прошлых решений и преимущества нынешнего решения. В тексте наблюдаются явные противоречия, например в одном месте автор пишет «Так как большинство исследователей сходятся во мнении, что массовая культура зародилась в США. «, в другом же он дает следующее определение массовой культуры «Массовая культура – форма культуры, господствующая среди большинства населения, характеризующаяся невысокими качественными признаками, ориентацией на «среднего человека».». Внимание вопрос, такая культура, что до США не существовала что ли? Полная ерунда. Кстати аннотация, откуда я взял это определение, вообще должна содержать то, о чем статья. Выводы потрясающие «Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что массовая культура на современном этапе своего существования является неотъемлемым элементом общественных отношений, оказывающим огромное и постоянно возрастающее влияние на различные сферы жизни социума». Это не очевидно? Далее «Данный процесс может быть организован в первую очередь путем смешения массовой культуры с элитарной, имеющей, очевидно, более высокую базу ценностей». Что такое «база ценностей»? Знает видимо только автор (хотя подозреваю что и он не знает). Вывод, публиковать можно только после серьезной доработки. Пока это не наука..

3. Влияние массовой культуры на сознание людей

Когда мы заходим в музыкальный магазин, мы видим огромное разнообразие жанров. Если же рассматривать кино, то здесь разнообразие жанров будет еще более широким. Есть кино для традиционных семей, есть кино для любителей острых ощущений. Есть так называемое элитарное кино, для любителей пофилософствовать и поразмышлять. Каждый год выпускается несметное количество фильмов. У потребителя, большую часть не смотревших эти фильмы, остается впечатление, что все они одинаковы.

Большинство фильмов — это не наполненные смыслом картины, которые забываются на следующий день после просмотра.

Включив телевизор, современный человек обнаруживает около сотни каналов, которые также имеют различную направленность. Есть каналы развлекательные, есть детской тематики, есть криминальные, есть познавательные и пр. Естественно, что у потребителя есть выбор программ. Но на каждой программе он увидит только стандартные новости.

Читать еще:  Мемориал линкольна. Мемориал Линкольна в Вашингтоне: дань памяти величайшему президенту

Чтобы потребитель запомнил продукт массовой культуры, нужно, чтобы он был ярким, вызывал эмоции. Поэтому освещаются часто события, которые ничего не имеют общего с обыденной жизнью. Это убийства, скандалы, катастрофы и пр. Даже шоу построены на таком же принципе — главное, чтобы было эмоционально. Не важно, что показывают — убийство или скандал. Правда или нет это. Главное, чтобы запоминалось.

Качество продукта в массовой культуре уходит на второстепенный план. Ценность имеет результат воздействия на потребителя.

Созданием массовой культуры занимаются исполнители, которые отвечают на запросы заказчиков.

Кстати, идея массовой культуры — придумать себе мечту и верить в нее, заменять реальность мечтой и жить в ней.

Потребитель верит тому, что происходит на экране. Если фильм рассказывает историю, искажая ее, потребитель верит фильму. Супермены меняют мир — и массовая культура взращивает сознание человека, который сможет в одиночку изменить этот мир.

В результате развития массовой культуры каждая национальная культура перестает быть специфичной. Поскольку массовая культура шаблонна и не пропускает специфичность.

Телевидение имеет огромное воздействие на сознание людей. Многие руководитель телевизионных каналов понимают это, и в погоне за рейтингами пускают в эфир передачи, которые основаны на низкие вибрации, инстинкты народа. Если, тем более, семья целый день смотрит телевизор в выходной день, к концу дня все члены семьи раздражительны. Телевидение построено таким образом, что уже с утра человек, включивший телевизор, начинает видеть количество совершенных краж и преступлений за ночь, он слышит про коррупцию. Естественно, сознание человека настраивается на раздражительность. Возрастает и насилие в обществе. Люди, каждый смотрящие новости, становятся равнодушными, жестокими, резкими.

Также пример распространения массовой культуры — это реклама. Она не несет уже в себе информацию о качестве продукта. Это прибыльный проект. Он вмешивается в нашу жизнь и контролирует ее. То, что говорится в рекламе, призывает изменить себя, создать себя именно как потребителя. Растет общество потребителей. Особенно это касается детей, которые наиболее восприимчивы к рекламе. Малышей привлекает яркая картинка и веселый сюжет. А ведь не всех детей можно оградить от телевизора.

Потребительскую культуру у детей также создают и мультфильмы. Например, идея о дяде Скрудже и его племянниках — яркий пример прибыльности и обогащения как самоцели жизни. Но, к сожалению, как показывает практика, дети-потребители во взрослой жизни становятся одинокими и депрессивными.

Также, следует отметить, что реклама может усилить социальное расслоение, ведь не у всех родителей есть возможность покупать своим детям новомодные игрушки и технику.

Становясь потребителями, дети со временем обнаруживают у себя тревогу, раздражительность. У них теряется чувство уверенности, формируется отчужденность и враждебность по отношению к своим родителям.

Массовая культура и её влияние на различные сферы жизни общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Канищев Кирилл Валерьевич, Назимова Алина Сергеевна

Массовая культура форма культуры , господствующая среди большинства населения, характеризующаяся невысокими качественными признаками, ориентацией на «среднего человека». Данная статья посвящена изучению и анализу влияния, которое массовая культура оказывает на различные сферы общества .

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Канищев Кирилл Валерьевич, Назимова Алина Сергеевна

Текст научной работы на тему «Массовая культура и её влияние на различные сферы жизни общества»

Pop culture and its influence on different spheres of society Kanishchev K.1, Nazimova A.2 (Russian Federation) Массовая культура и её влияние на различные сферы жизни общества Канищев К. В.1, Назимова А. С.2 (Российская Федерация)

1Канищев Кирилл Валерьевич /Kanishchev Kirill — студент, факультет бизнеса и менеджмента;

2Назимова Алина Сергеевна / Nazimova Alina — студент, факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва

Аннотация: массовая культура — форма культуры, господствующая среди большинства населения, характеризующаяся невысокими качественными признаками, ориентацией на «среднего человека». Данная статья посвящена изучению и анализу влияния, которое массовая культура оказывает на различные сферы общества.

Abstract: pop culture is a form of culture, prevailing among the majority of the population and characterized by low quality features, focusing on the «middle man «. This article is devoted to the research and analysis of the influence that popular culture has on different spheres of society.

Ключевые слова: культура, массовая культура, ценности, общество. Keywords: culture, pop culture, values, society.

Ярким примером массовой культуры является создание «индустрии Голливуда» и появление таких жанров кино, как ужасы, боевики, сериалы. Подобная продукция ориентирована на массового потребителя, жаждущего «хлеба и зрелищ», не ставящего перед собой целью задуматься, осмыслить происходящее на экране. Так называемые «голливудские» фильмы — один из самых распространенных и опасных инструментов влияния на сознание людей за всю историю человечества.

Массовая культура стала одной из неотъемлемых составляющих современной нам эпохи. Это явление наложило свой отпечаток на все сферы жизни общества, и мы предлагаем проследить, как именно изменила массовая культура уклад человечества.

Массовая культура оказывает большое влияние на политическую сферу жизни общества. Прежде всего, она приобщает индивида к сложившейся системе общественных отношений, не побуждает бунтовать против неё [1]. При помощи СМИ идёт приобщение граждан к политике, повышается уровень политического участия граждан (многие печатные издания крайне политизированы, именно их чтение зачастую является основой для формирования собственного мнения индивида).

Читать еще:  Ранние романтические произведения горького. Романтизм в ранних рассказах горького в творчестве сочинение

Однако вследствие распространения влияния массовой культуры политика воспринимается через образы (имидж, стереотипы). Отсутствует полное понимание политических процессов, представление о политике формируется под влиянием PR, рекламы, агитации. Велика вероятность распространения ложных сведений, введения граждан в заблуждение при помощи СМИ и других инструментов (вспомним скандал, вызванный появлением в 90-х гг. XX в. фото «сербского лагеря смерти», которые оказались подделкой, однако сыграли немаловажную роль в обвинении Сербии в уничтожении мирного населения) [2].

Среди экономических последствий массовой культуры нельзя не отметить стимулирование технического прогресса, доступность, дешевизну продукции (вследствие её стандартизированности), а, следовательно, возможность удовлетворить потребности беднейших слоев населения и, как результат, повышение уровня жизни во всех уголках

земного шара (к примеру, за последние десять лет экономический рост некоторых стран Африки, расположенных ниже пустыни Сахара, составил более семи процентов).

Массовая культура проповедует необходимость и важность развития технологий производства, технических нововведений. Так как большинство исследователей сходятся во мнении, что массовая культура зародилась в США (стране, где прагматизм и технологичность возведены в ранг основных ценностей), то с распространением массовой культуры распространяются и технологические новшества.

Одним из последствий влияния массовой культуры на экономическую сферу жизни общества является отсутствие стимулирования производства уникальной и качественной продукции. Фирмы заинтересованы в максимизации прибыли, в том числе через увеличение масштабов производства. Вследствие этого потребителю предлагается однородная продукция, что, безусловно, нельзя охарактеризовать положительно.

Огромное влияние оказала массовая культура и на социальную сферу. Массовая культура распространяется в какой-то мере на каждого жителя планеты, и её продукты однородны, следовательно, массовая культура выступает интегрирующей силой, сближает народы, способствует глобализации.

Массовая культура стирает границы между классами, т. к. она универсальна и ориентирована на каждого, независимо от социального положения. Таким образом, это способствует снижению уровня социальной напряженности в обществе.

Распространение массовой культуры вызвало резкое повышение уровня патриотизма наций. Отдельные культурные общности стали отстаивать право на национальную самобытность, борясь с всеобщей унификацией (вспомним политику Украины по восстановлению значимости украинского языка как одну из мер возрождения национального самосознания).

Среди отрицательных социальных последствий массовой культуры следует упомянуть пассивное восприятие действительности индивидом, консерватизм, ориентацию не на реальность, а на образы (рекламные, теле-, радио-), конформизм как основной тип поведения личности, нежелание и неспособность изменять существующий общественной порядок и устранять недостатки в нём.

Хотя временем рождения массовой культуры принято считать середину 20 века, стоит считать, что отдельные её черты можно увидеть и до этого времени. По этой части можно привести цитату русского философа А. И. Герцена, который говорит о том, что масса (народ) — тормозящая сила, не дающая обществу развиваться прогрессивно: «Он держится за удручающий его быт, за тесные рамы. Он даже новое принимает в старых одеждах. ». Масса сопротивляется нововведениям, страшится нового. Это препятствует развитию общества по пути прогресса.

Пожалуй, самый заметный отпечаток наложила массовая культура на духовную сферу жизни общества. Массовая культура при использовании нехитрых инструментов (типичные образы, стандартизированные сюжеты) помогает индивиду лучше ориентироваться в современном мире, получить представление о взаимоотношениях между людьми (пусть и примитивное).

Массовая культура через арт-культуру дает обществу возможность приобщиться к культуре более высокого уровня. Копируя и перенимая достижения и образцы элитарной культуры, массовая культура распространяет их, популяризует через СМИ, киноискусство, другими способами.

Стоит отметить и то, что благодаря распространению массовой культуры беднейшие слои населения приобрели возможность пользоваться плодами высокого искусства.

Также нельзя забыть об общем повышении уровня грамотности населения (мы считаем, что немалую роль в этом сыграла именно массовая культура).

Но большинство специалистов отмечает, что негативных последствий этого явления больше, чем позитивных. Известный социолог, исследователь массовой культуры Х. Ортега-и-Гассет писал: «Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет

собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду» [3]. Всеобщая универсализация, стандартизация убивают высокое искусство, в котором общество попросту не нуждается.

Продукты духовной деятельности человека в обществе массового потребления ориентированы, прежде всего, на удовлетворение первичных потребностей. Происходит переоценка ценностей: постмодернизм — господствующее философское направление в эпоху массовой культуры — провозглашает принцип наслаждения как основной цели искусства. Все на свете относительно, нет ни «хорошего», ни «плохого» искусства, утверждают постмодернисты, руководствуясь принципом отрицания иерархичности ценностей.

Искусство идет по пути коммерциализации. Оно направлено не на нравственное совершенствование личности, а на удовлетворение потребностей, базовых инстинктов, его задача — развлечь, а не предоставить «пищу для размышлений».

Нельзя не отметить намечающуюся тенденцию отрицания таких ценностей, как целомудрие, патриотизм, семья. Целомудрие объявляется нравственной неполноценностью, патриоту противопоставляется космополит — «гражданин мира», институт семьи переживает глубокий кризис.

Очевидно, влияние массовой культуры на общественную жизнь будет только расширяться. Это имеет свои как позитивные, так и негативные последствия. Наша задача -предотвратить негативное влияние массовой культуры, ограничить дальнейшее разложение искусства, превращение его в инструмент удовлетворения базовых потребностей. Необходимо изменение ценностей массовой культуры, внедрение идеалов культуры более высокого уровня, возможно, «миксация» массовой культуры с элитарной (культурой с более высокой базой ценностей).

1. Ильин А. Субъектность внутри массовой культуры // Знание. Понимание. Умение, 2008. № 4.

2. Ривели М. А. Архиепископ геноцида. Монсеньор Степинац, Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941-1945, 2011. С. 244.

3. Ортега-и-ГассетX Восстание масс, 1929. С. 311.

Источники:

http://sci-article.ru/stat.php?i=1513735006
http://soc.bobrodobro.ru/11571
http://cyberleninka.ru/article/n/17903322

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector