Таблица духовная жизнь советского общества. Духовная жизнь советского общества — гипермаркет знаний

Таблица духовная жизнь советского общества. Духовная жизнь советского общества — гипермаркет знаний

Духовная жизнь советского общества

в середине 1960-х – начале 80-х годов

приходом к власти Л.И. Брежнева началась реанимация сталинизма. Однако возникло сопротивление этим тенденциям. Молодые ученые, журналисты, партийные работники – такие, как А.Е. Бовин, Г.Х. Шахназаров, Г.А. Арбатов, Ф.М. Бурлацкий, Е.А. Амбарцумов, И.В. Бестужев-Лада, О.Р. Лацис и др. – в печати развернули антисталинские выступления. Еще в начале 1966 года в адрес Брежнева поступило множество писем спротестами против реабилитации Сталина. Особое впечатление произвело письмо 25 виднейших деятелей науки и культуры. Под этим письмом поставили подписи такие крупнейшие ученые, как академики П.Л. Капица, М.А. Леонтович, И.Е. Тамм, А.Д. Сахаров, писатели К.И. Чуковский, К.Г. Паустовский и др., такие видные деятели искусств, как М.М. Плисецкая, И.М. Смоктуновский и другие.

Однако в дальнейшем затихла критика культа личности Сталина, стало возвеличиваться его имя. Сталин стал появляться в книгах и фильмах о войне в образе мудрого полководца. Тема преступлений сталинизма считалась исчерпанной. Началась эпоха неосталинизма.

Духовная жизнь в 1970-е годы была сложной и противоречивой. Со стороны КПСС был идеологический диктат. Ужесточился контроль за всеми областями культуры и общественными науками и особенно за исторической наукой. Специальные комиссии давали разрешение на выпуск театральных спектаклей, введена система государственных заказов в кинематографе. Литература, кинематограф, театр, как бы стремясь уйти от казенно-догматической проблематики, в 70-е годы стали все больше обращаться к вопросам личной жизни людей, их быта, повседневности. Для выражения актуальных проблем использовалась классические произведения. В конце 60–первой половине 70-х гг. безусловным лидером на экране и сцене стал А.П. Чехов, пьесы и новеллы которого наиболее соответствовали поискам духовной опоры в период духовного безвременья. Во второй половине 70–начале 80-х гг. все чаще ставились и экранизировались пьесы А.Н. Островского. Его персонажи – карьеристы, хапуги, взяточники, бюрократы прошлого века – получали второе рождение, ибо слишком многое, описанное драматургом более ста лет назад, не исчезло, а, наоборот, приобрело новые формы.

В 70–начале 80-х годов в обществе нарастала коррупция, воровство, бесхозяйственность и организованная преступность. Наблюдался разрыв между политическими решениями и реальным состоянием дел. Все это негативно влияло на духовную атмосферу в обществе. Официально провозглашаемые идеалы и цели не могли вдохновлять. Люди нуждались в истинных ценностях, в идейных и нравственных ориентирах.

Радикальным выражением несогласия с существующей обстановкой в стране было диссидентское движение, которое затронуло главным образом представителей творческой интеллигенции. Деятели культуры, пытавшиеся открыто выражать свои сомнения, протесты, становились опасными для административно-бюрократического руководства культурной жизнью и вынуждены были оказаться или в заключении, или за пределами СССР. Так, на протяжении 60-70-х гг. покинули страну добровольно, а также в принудительном порядке многие деятели искусства и культуры: режиссер театра на Таганке Ю.П. Любимов; кинорежиссер А.А. Тарковский; художники – М.М. Шемякин, Э.И. Неизвестный; поэты И.А. Бродский, А.А. Галич и др.; писатели А.И. Солженицын, В.Н. Войнович, В.П. Аксенов и др.; музыканты В.Н. Ростропович, Г.П. Вишневская; артисты балета – Р.Х. Нуриев, М.В. Барышников и др.

Специфическая черта культуры данного периода так называемая «магнитофонная революция». Записи песен, а также сатирических выступлений, воспроизводимые в домашних условиях, практически не поддавались контролю и получили массовое распространение. Непризнаваемые официально, они вошли в быт, сознание миллионов людей. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич и другие, песни которых пользовались популярностью. Высоцкому удалось сказать в песнях о тех сторонах жизни, о которых не принято было говорить открыто.

Бюрократия в художественном творчестве подталкивала некоторых авторов к приспособлению. Годы застоя калечили людей нравственно. Терялась вера в свои силы, вырабатывалась готовность к компромиссам.

Таким образом, в 70-е – начале 80-х гг. в СССР наблюдался разрыв между политикой «социального заказа» и реальными запросами и интересами людей в области духовной культуры. Был жесткий идеологический контроль.

Духовная и культурная жизнь советского общества в 50-60 гг;

Советская культура в 20-40-ые гг.

Читать еще:  Материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе. Демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе (11 класс)

С победой Октябрьской революции 1917 г. и установлением диктатуры пролетариата наука и культура стали «частью общепартийного дела»: их развитие было всецело подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством.

Бесспорным достижением 20-х гг. стала ликвидация массовой неграмотности. Новая система образования строилась на принципах единой трудовой школы. Обязательным было сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование. К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян.

Борьба за «идейную чистоту» предопределила особенности развития гуманитарных наук. С выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» появился своеобразный «эталон», с которым сверялось все написанное. В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной. Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные средства, стремилось повысить материальный уровень жизни ученых.

К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты (И. А. Бунин, И. Е. Репин, , Ф. И. Шаляпин и др.). К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата.

Писателями, художниками, композиторами, деятелями театра и кино в эти годы были созданы выдающиеся произведения: «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Разгром» А.А.Фадеева, «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, музыка Д. Д. Шостаковича, кинофильмы С. М. Эйзенштейна и др.

В 50-е – 60-е годы наблюдалось духовное возрождение творческой интеллигенции. Журнал “Новый мир” (А. Т. Твардовский) публиковал произведения демократически настроенных писателей и поэтов. В Москве начал работать новый театр “Современник” под руководством О. Н. Ефремова. Многие писатели, артисты, ученые смогли побывать за границей, регулярными стали за рубежом гастроли советских театров. Было возобновлено проведение Московского кинофестиваля.

Были реабилитированы некоторые деятели культуры, публиковались запрещенные стихи С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой и др. В период “Оттепели” начали печататься Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулина, А. А. Вознесенский и др.

В числе лучших произведений киноискусства следует назвать фильмы: “Летят журавли” (М. К. Калатозов), “Баллада о солдате” (Г. И. Чухрай).

Однако некоторые произведения литературы принимались хрущевским руководством в штыки (Б. Л. Пастернак “Доктор Живаго”, В. Гроссман “Жизнь и судьба”).

Большое внимание уделялось среднему и высшему образованию: отменена плата в вузах, техникумах, вводилось обязательное всеобщее восьмилетнее образование, а затем среднее.

В начале 60-х годов произошло усиление идеологического диктата в области литературы и искусства, проявилось нетерпение к инакомыслию. На эти годы приходится начало диссидентского движения.

§22. Культура, идеология и духовная жизнь советского общества в 1917 г. — 1930-е гг.

Подробное решение параграф §22 по истории для учащихся 11 класса, авторов Измозик В.С., Рудник С.Н. Базовый и углубленный уровень 2014

Вопрос ко II пункту. Какими причинами можно объяснить подобный идеологический поворот?

К началу 1930-х годов надежда на мировую революцию практически растаяла.

С другой стороны идеологические установки возвращались во многом к дореволюционным, среди них были и русофильский патриотизм.

Вопрос к параграфу №1. Объясните понятие «культурная революция».

Под «культурной революцией» понималась перестройка культуры, а через неё и самого мировоззрения человека на новый социалистический лад. Под этим подразумевалась выработка единого наиболее полезного для новой власти стиля взамен разнобоя Серебряного века и идеологизация творчества. Со временем от создания единого стиля перешли к подчинению творческой интеллигенции партийно-бюрократическому аппарату через союзы писателей, художников и т. п.

Поставленных целей достигали через травлю, моральное или даже физическое уничтожение неугодных, репрессии творческой интеллигенции. Но самым страшным было то, что в начале не только исполнителем, но и инициатором травли была сама творческая интеллигенция — писатели, художники, композиторы, режиссёры и др. с радостью избавлялись от конкурентов, обвиняя тех в несоответствии их творчества целям социалистического строительства.

Читать еще:  Сколько жен и детей у Дмитрия Хворостовского? Хворостовский до полусмерти избил жену и её любовника.

Вопрос к параграфу №2. Каковы были основные пути реализации «культурной революции»?

Основные пути реализации:

-выделение единственного одобренного партией стиля;

-травля с помощью критики и иными способами неугодных творцов;

-подчинение творческого процесса партийной идеологии и бюрократическому аппарату;

-активная антирелигиозная борьба.

Вопрос к параграфу №3. Расскажите об основных особенностях развития образования и науки в 1920-е гг.

-в стране проводилась компания по ликвидация безграмотности (ликбез), даже среди взрослых;

-в 1930 году в стране вводилось всеобщее обязательное начальное образование;

-вводилось равенство полов в образовании и науке;

-создавалась новая просоветская интеллигенция, хотя часть её была унаследована от царских времён;

-увеличивалось количество ВУЗов и студентов во многих из ВУЗов;

-среди студентов значительно возросло количество выходцев из рабочего и крестьянского классов;

-были достигнуты значительные успехи в науке;

-однако одни научные дисциплины развивались быстрее, особенно те, которые помогали укреплять армию, другие — медленнее;

-однако репрессии серьёзно ослабляли научные и преподавательские кадры.

Вопрос к параграфу №4. Дайте краткую характеристику литературе и искусству.

В начале 1920-х годов наблюдалось огромное множество различных направлений в литературе. Однако уже начались споры про то, какое из них нужнее всего для строительства социализма. Споры прекратила резолюция ЦК партии «О политике партии в области художественной литературы». После этого все не подходящие направления вскоре были уничтожены. Процесс этот был завершён постановлением 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций».

В конце 1920-х и 1930-е годы художественная литература во многом вернулась к старым проверенным формам, эксперименты авангардизма в основном были признаны неудачными. Но тематика значительно обновилась. Большую роль играли произведения о Гражданской войне. Новым и самым значимым явлением в литературе стал производственный роман, где писали о рабочем процессе, а через него — о строительстве социализма, а потом коммунизма.

Искусство контролировалось партией через бюрократические организации: союз писателей и союз художников. Те, кто не состоял в этих организациях не имел права на соответствующую профессию, а членам организаций предъявлялись соответствующие требования.

В изобразительном искусстве после того самого постановления господствовал реализм (вернее, социалистический реализм), который вытеснил все экспериментальные направления предыдущих десятилетий. В этом стиле изображали в основном трудовые подвиги и портреты героев труда и обороны.

Неотъемлемой частью художественного процесса стали репрессии. С их помощью власти достигли единообразия в искусстве, но и потом на протяжении 1930-х годов продолжали уничтожать неугодных или просто «попавших под горячую руку» творцов.

Вопрос к параграфу №5. В чём состояла противоречивость развития в духовной сфере в 1920-е гг.?

С одной стороны в 1920-е годы существовало множество направлений искусства. С другой, между ними уже шла борьба, распределение на нужные и не нужные в социализме. Вскоре она вылилась в уничтожение практически всех из них ради утверждения единого.

Вопрос к параграфу №6. Кто официально считался героем в 1930-е гг.? Каковы были принципы отбора этих героев?

Героями были люди, которые преодолевали чрезвычайные обстоятельства: лётчики, полярники, рабочие-ударники, геологи. Необходимым условием была работа на благо Родины и прославление при этом партии, со временем под партией подразумевался лично товарищ Сталин. Такие герои должны были и внешне отвечать требованиям — быть физическими здоровыми и развитыми. Они изображались с открытыми улыбающимися лицами или суровыми взглядами, обращёнными в даль. Художники не показывали изъянов на их лицах и фигурах.

Вопрос к параграфу №7. Расскажите об основных чертах советской культуры.

-идеологическая направленность искусства;

-подчинённость искусства бюрократическому аппарату через союзы художников, писателей и т. д.;

-контроль над идеологически правильной направленностью искусства со стороны самих творцов (тех же союзов писателей, композиторов и т. д.);

-частый показ производственного процесса (производственный роман долго был уникальным для социалистического искусства жанром).

Вопрос к параграфу №8. Перечислите основные достижения в различных областях культуры в 1930-е гг.

В литературе был выработан новый жанр производственного романа в котором создавалось много произведений, например, «Гидроцентраль» Мариэтты Шагинян.

В художественной культуре и скульптуре были воспеты герои социалистического строительства и преодоления рубежей. Созданы произведения, посвящённые выдающимся лётчикам, вроде Валерия Чкалова, полярникам, вроде челюскинцев и др., наконец, работникам НКВД (которые в просторечье продолжали называть чекистами).

Читать еще:  Тринадцатая сказка краткое содержание по главам. Рецензия на роман «Тринадцатая сказка» Дианы Сеттерфилд

Кинематограф и музыка создавали образ счастливой жизни в СССР. Создавались фильмы вроде «Весёлые ребята», «Волга-Волга» и др. а также песни, которые запоминались людям, которые пела вся страна. Это «Широка страна моя родная», «Легко на сердце от песни весёлой…», «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…», «Жить стало лучше, жить стало веселей» и др. Названия или использованные здесь порой вместо названий первые строчки говорят сами за себя.

В архитектуре создан новый помпезный стиль сталинской эклектики. К жизни вернулись многие архитектурные украшения предыдущих эпох. Вырос масштаб строительства. В частности, в Москве появились первые высотные здания, по советским мерка — настоящие небоскрёбы. Всесоюзным проектом стало строительство московского метрополитена.

Вопрос к параграфу №9. В каких формах выражалась духовная жизнь народа в 1930-е гг.?

В 1930-е годы продолжали создаваться и книги, и картины, и театральные постановки. Но большая часть населения, хотя и обучилась грамоте, читающей от этого не стала.

Наиболее обширной стала аудитория радио, которая благодаря электрификации всей страны проникло в каждый городской дом и в каждую деревню. По радио люди слушали речи вождей и новости. Оно стало призмой, через которую советский человек видел окружающий мир. Также по радио транслировались музыкальные произведения, аудиоспектакли и др., но только избранные, идеологически правильные и одобренные партийным руководством.

Всё более массовым становилось кино. В СССР появились первые телевизоры, но они не были распространены, зато кинотеатры появлялись почти всюду. Потому именно в кино в первую очередь создавалась картина счастливой советской жизни и единого трудового порыва в построение лучшей жизни.

Вопрос к параграфу №10. Сделайте самостоятельное резюме по материалам данной главы, опираясь на основные вопросы темы.

Последствия Гражданской войны были тяжёлыми, они включали голод полный развал хозяйственной жизни. Восстановить страну удалось во многом благодаря введённым в рамках НЭПа отдельным капиталистическим чертам. Однако к концу 1920-х последовало новое ужесточение экономической политики. Страна перешла к индустриализации в ходе которой был сделан значительный скачок в промышленном развитие, создано большое число предприятий, часть которых и сегодня остаются крупнейшими в стране.

Коллективизация в деревне проводилась для того, чтобы фактически заставить крестьян работать бесплатно и за счёт этого получить средства для индустриализации. Насильственное проведение этой политики привело к многочисленным жертвам, причём не только среди так называемых кулаков, которых намеренно уничтожали. Выкачивание средств из сельского хозяйства вызвало массовый голод, причём в самых плодородных, хлебных районах страны.

Несмотря на послабления в экономической сфере, в политической партия большевиков сохранила полный контроль над страной и жёсткую дисциплину внутри партии. Борьба между её лидерами после смерти Ленина привела к победе Сталина, который изначально не считался фаворитом. Для получение полного контроля над страной, последний начал репрессии, фактически поставив органы НКВД выше партии.

Репрессии стали одной из самых мрачных сторон истории 1930-х годов. Большая их часть проводилась просто ради того, чтобы система поиска врагов народа продолжала существовать, из стремления отдельных следователей продвинуться по служебной лестнице или просто выполнить план. Однако основная задача была выполнена — в стране установился тоталитарный режим и культ личности Сталина. При этом контроль над самим репрессивным аппаратом осуществлялся благодаря частой смене этого аппарата, при этом новое поколение руководителей репрессировало прежнее.

Несмотря на это культура создавала картину счастливой жизни в СССР и единого трудового порыва в ходе строительства новой лучшей жизни. И большая часть страны этому верила, не замечая тягот бытовой жизни, снижение реального её уровня и постоянной опасности со стороны карательных структур.

Вопрос к параграфу №11. Составьте сравнительную таблицу «Духовная сфера общества в 1920-е и 1930-е гг.».

Источники:

http://studopedia.ru/1_41163_duhovnaya-zhizn-sovetskogo-obshchestva.html
http://studopedia.su/11_116234_duhovnaya-i-kulturnaya-zhizn-sovetskogo-obshchestva-v—gg.html
http://resheba.me/gdz/istorija/11-klass/izmozik/22

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии