Сочинение на тему: Чацкий – странный человек (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Сочинение на тему: Чацкий – странный человек (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Сочинение на отлично

Сочинения для всех классов

Сочинение: Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

«Горе от ума» – знаменитое произведение Александра Грибоедова. Его произведение показывает настоящую обстановку России в то время.

Комедия «Горе от ума» отражает различные социальные проблемы страны, противостояние устоявшихся и просветительских взглядов на мир, ценностей и обычаев. Уклад старого мира представляется «Фамусовским обществом», к нему относятся такие люди, как: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Загорецкий и другие. Но им противостоит Александр Чацкий, который отстаивает новые, просветительские взгляды.

Чацкий в комедии представлен образованным и просвещенным человеком. Его речь показывает это. Она логична и стройна, в ней использовано много художественных средств. А также в ней присутствуют эпиграммы и ставшие крылатыми выражения («Карету мне, карету!»).

Александр Чацкий отвергает чинопочитание, считая, что человек может заслужить уважение только за его личные достоинства, а не за происхождение или чин. Он служит «делу, а не лицам», протестует против принятых в обществе ценностей и нравов, требующих услужливости и покорности к более высоким чинам.

Помимо этого, порядки крепостного права тоже осуждаются Чацким. Он настроен освободить русских людей от рабства и унижений. Чацкий не понимает, как можно помещику поменять крепостных, которые «не раз и жизнь и честь его спасали», на трех борзых собак. «Знатные негодяи» – именно так думает Чацкий про помещиков в обществе.

Однако ум, пылкость, красноречивость и уверенность в себе не принесли Чацкому счастья. Он не понят обществом, хотя имеет последователей, которые являются внесценическими персонажами. А все потому, что Чацкий, в отличие от «Фамусовского общества», ищет блага для Родины, а не для себя.

Так можно сделать вывод, что образ Чацкого в комедии отражает лучшие качества человека, который не одобряет устоявшихся укладов и ценностей общества и хочет изменить это общество к лучшему. Он изображен автором как боец и воин, готовый отстоять свои взгляды. Однако его бунт был обречен с самого начала. Не может один человек изменить страну. Но он смог дать обществу необходимый нравственный урок, который побудил его меняться к лучшему.

Вместе со статьёй «Сочинение: Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» читают:

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

Читать еще:  Теория раскольникова в реальной жизни. Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Читать еще:  Черный квадрат малевича значение. В чем смысл картины Малевича «Черный квадрат»? «Черный квадрат» - это пример гениального пиара

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

А. Грибоедов, «Горе от ума», Чацкий (Школьные сочинения)

В каждом произведений, написанном в жанре классицизма, есть герой, отличающийся яркостью своей натуры, силой и смелостью душевных порывов, наличием собственной точки зрения, умением отстаивать свое мнение, а самое главное – способный при любой жизненной ситуации быть самими собой, не подстраиваться под изменчивый мир.

В комедии А. Грибоедова «Горе от ума» этим героем является Александр Андреевич Чацкий. Еще до его появления мы узнаём о нём из разговора Софьи Фамусовой и ее служанки Лизы. Лиза заявила, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер», на что Софья ответила: «Он славно пересмеять умеет всех…». Лиза вспомнила, как Чацкий при расставании с Софьей разрыдался, предчувствуя, что «года через три» его любовь будет потеряна.

Софья обескуражена этим напоминанием и делает замечание служанке, словно оправдывая себя: «Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; привычка вместе быть день каждый неразлучно связала детскою нас дружбой…» Но Софья вынуждена признать и достоинства Чацкого. Она говорит, что он «счастлив в друзьях». Это многое может сказать о характере и личности, однако ни один из его товарищей не участвует в действии пьесы.

Из разговора Фамусова со Скалозубом мы узнаём, что Чацкий сын его покойного друга. Отец Софьи считает Чацкого «мотом» и «сорванцом» хотя и довольно смышлёным молодым человеком, поэтому говорит о нем: «Но захоти — так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой, и славно пишет, переводит».

Молчалин упомянул, что Чацкий мог построить успешную карьеру: «С министрами… связь, потом разрыв…».

Чацкий же имеет свое предельно ясное мнение о карьере: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!»

Чацкий появляется в доме Фамусова неожиданно для всех. Он находится в хорошем настроении, предвкушая встречу с теми, кто был ему дорог, чтобы узнать последние новости, произошедшие, пока он был в отъезде. Он признался Фамусову что «надеждами я мало избалован», но хочет вернуться, так как полон кое-каких желаний о любви и счастье. Он надеется, что Софья будет также доверять ему, как раньше.

Но желаниям Чацкого не суждено сбыться. Он вернулся в места, где прошло его детство и юношеские годы, и с неприятным удивлением обнаружил, что все стало совсем другим, наполненным холодом, безразличием, раздражительностью и даже враждебностью. И негативные эмоции он вызвал даже у той единственной девушки, которую он любил. Да, оказалось, что Софья сильно изменилась, но неизменными остались нравы и жизненные принципы прочих домочадцев дома Фамусова и его гостей, которые продолжают «дряхлеть над вздором и выдумками».

Читать еще:  Отношение чацкого и молчалина друг к другу. Чацкий и Молчалин: сравнительная характеристика

Все то, от чего сбежал Чацкий несколько лет назад, осталось неизменным. Натура Чацкого не приемлет праздность, невежество, низкопоклонство перед высшими чинами, рабское преклонение перед иностранщиной. Чацкий убежден, что нашему народу уготована светлая жизнь, он не согласен с состоянием общественно-политического уклада жизни, с крепостным правом, которое оскорбляет и унижает национальную гордость. Это подтверждается его гневными словами о том, что крестьян продают и меняют на борзых собак.

Конечно, проповедуя такие принципы жизни, Чацкий вступает в конфликт с московским обществом. Только его пылкий ум и упорный характер позволяют бороться с ним с помощью острых и справедливых слов, умением отстаивать свою позицию и подтверждать свои слова делом. Это не прибавляет любви окружающих к Чацкому, но делает его весьма притягательным и интересным персонажем для нас, читателей.

Ключевая ошибка Чацкого состоит в том, что он пытается доказать свою правоту недалёким людям, которые придерживаются полностью противоположной точки зрения.

Чацкий любит свою Родину, свой народ, поэтому его возмущает пренебрежительное отношение дворян к традиционной русской культуре обычаям и языку. Чацкий убежден, что такие понятия, как «Родина», «Россия», «гражданский долг» – далеко не пустые звуки. Но именно это делает его непонятным для других людей. Чацкий хочет приносить пользу своему отечеству, он согласен служить благим делам, но только не отдельным людям. Это в один миг превращает его в опасного человека для фамусовского дома. Общество не прощает ему своеволия и обвиняет в сумасшествии за его идеалы. Чацкий обижен и озлоблен на всех и вся, и в порыве чувств произносит монолог, обличающий фамусовское общество:

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! все клянут!

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы; из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Он трезво оценил реальную жизнь, полную сложностей, измен, предательств. Он словно стал намного старше, научился лучше понимать людей и ситуации, в которые они попадают. В конце произведения Чацкий совсем не тот человек, которого мы увидели в начале. Мы видим перед собой человека, в душе которого произошли серьезные изменения, которые могли бы даже сломать более слабую личность, но Чацкий благодаря своему уму, сильному характеру, своей волевой личностью осознает этот жизненный урок. Его никто не смог переубедить встать на ту же привычную дорожку, по которой идут остальные герои пьесы Грибоедова. Он идет своим путем и этим одерживает моральную победу над членами общества из окружения Фамусова. Чацкий предстает таким человеком, на которого хочется быть похожим, ведь даже спустя столько времени после создания пьесы мы прекрасно видим, что в обществе практически ничего не изменилось. Чацкий может стать своеобразным ориентиром в мире, он учит нас отстаивать свою позицию, защищать свое мнение, не сдаваться перед натиском всех тех людей, которые подобны фамусовскому обществу. Такой персонаж, как Чацкий, безусловно, герой на все времена, поэтому произведение «Горе от ума» будет актуально всегда.

Источники:

http://sochinenie-na-otlichno.ru/%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7-%D1%87%D0%B0%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8-%D0%B3%D1%80%D0%B8/
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=53&bookid=147
http://www.kritika24.ru/page.php?id=18390

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии