Китайская выставка в пушкинском. Китайский художник цай гоцян с выставкой-размышлением о русской революции

Китайская выставка в пушкинском. Китайский художник цай гоцян с выставкой-размышлением о русской революции

Новости

В Пушкинском музее китайский художник Цай Гоцян устроил пиротехническое шоу

Известный китайский художник Цай Гоцян приехал в Москву на открытие своей персональной выставки в Пушкинском музее. Вернисаж запланирован на 13-е сентября. Частью экспозиции станет произведение «Река», которое художник создает с помощью пороха. Механизм действия заряда он продемонстрировал нашей съемочной группе. Репортаж Алии Шарифуллиной.

У полотен дежурят пожарные, спасатели, медики − это в прямом смысле взрывное искусство. Цай Гоцян рассыпает пиротехническую смесь, никого близко не подпускает, потом ложится и медитирует. Говорит, нервы на пределе.

«Я очень спокойный и осторожный человек. И, знаете, наверное, поэтому в качестве своего главного инструмента я выбрал порох. Он помогает мне раскрыться, хотя и заставляет понервничать», − рассказал Цай Гоцян.

Играет с порохом Цай Гоцян более 30 лет. Свои первые работы называл «проектами для инопланетян». А сейчас художник обращается к жителям Земли. И ему нравится, чтобы было многолюдно, когда он работает.

«Цай Гоцян − это художник, который работает с неизвестностью и непредсказуемостью, как со своей художественной стратегией. Поэтому ни ты, ни сам художник до конца не бывает уверен в результате, поскольку его нельзя предсказать», − отметила куратор выставки Александра Данилова.

Тринадцать двадцатиметровых полотен. Килограмм пиротехнической смеси. Трафаретов – не счесть. Их художник готовил около двух лет. Все это вскоре превратится в «Реку», шумную, бурлящую, опасную – «Реку» революции. Эти полотна станут частью экспозиции «Октябрь» в Пушкинском музее.

«У нас он делает очень масштабную выставку, выставку на очень сложную тему, которая не звучит одномерно и включает личный опыт Цай Гоцяна, через который он прошел, будучи маленьким китайским мальчиком, жившим в китайской провинции, во время правления Мао. Это все следы того самого события, которое мы отмечаем – октябрьской революции», − рассказала директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Всего пара секунд − взрыв, шум, дым. И вот на холсте, будто на пленке, проявляются черно-белые образы людей и судьбоносных событий XX века.

«Я использовал 100 фотографий, сделанных за последний век. Это память. Меня интересуют не общественные системы, а отдельные люди, из которых состоит народ, их мысли, стремления и поступки», − пояснил Цай Гоцян.

До начала выставки в Пушкинском музее Цай Гоцян создаст еще две работы в технике «пороховой живописи»: каллиграфию «Звук» на полупрозрачном шелке и полихромную композицию «Сад».

Читать еще:  Соловьевым львом григорьевичем а называется она монахи. Русская жанровая живопись: подборка картин

Пушкинский музей устроил пороховой бунт

ГМИИ имени Пушкина начал новый сезон с масштабного проекта «Октябрь», посвященного 100-летию революции. По приглашению музея знаменитый китайский художник Цай Гоцян создал две крупные инсталляции и ряд картин в технике пороховой живописи. Взгляд восточного гостя на русскую историю оказался нестандартным, но абсолютно интернациональным по языку и универсальным по силе воздействия.

Проект уже вызвал скандал: консерваторов возмутило, что ГМИИ позволил современному художнику полностью заслонить инсталляцией святая святых — фасад главного здания. Но для музея это, помимо художественных соображений, хороший маркетинговый ход: прохожие на Волхонке видят загадочную гору, покрытую березками, и интересуются, откуда она появилась и что означает.

Конструкция называется «Осень» и символизирует «растворенность» судеб обычных людей в глобальных исторических событиях. Гора сложена из множества детских кроваток и колясок. Их отдали музею обычные москвичи, что вдвойне символично. Во-первых, «Осень» стала, таким образом, коллективным «народным» художественным актом, а во-вторых, во всех этих колыбелях когда-то находились младенцы, так что размышление о судьбе России «выросло» из предметов личной истории ее маленьких жителей.

Теперь же в колясках растут небольшие деревца. Пока зеленые кроны почти полностью скрывают основу инсталляции, но постепенно листья будут желтеть и опадать, конструкция обнажится, ощетинится голыми стволами и ветками.

— По окончании проекта березы не пропадут — мы уже знаем, где их посадим. Так что вся эта история будет воплощать цикличность жизни, — пообещала директор ГМИИ Марина Лошак.

Войдя в музей, зрители увидят растянутое над главной лестницей 20-метровое шелковое полотно с фразой из «Интернационала», написанной порохом: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и ни герой». Пороховая живопись — фирменный жанр Цая Гоцяна. И именно в контексте размышления о революции порох как инструмент художника обретает особое значение. Это символ разрушения, убийства, но он же используется для созидания, построения уникального художественного мира. Как тут не вспомнить другие строки из того же гимна? «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем. »

Кульминацией проекта становится экспозиция в Белом зале. Почти весь пол занят инсталляцией «Земля»: в плотном ковре из колосков проложены «тропинки» в форме советских символов — звезд, серпа и молота. А зеркальный потолок, натянутый над арт-объектом, отражает не только его, но и зрителей.

Тему народа развивает пороховая работа «Река». Художник изготовил по советским фотографиям разных лет трафареты, которые были заполнены порохом и взорваны на специальном перформансе в помещении ВДНХ. Получилась выразительная метафора бурлящего потока истории, поглощающего судьбы людей.

Читать еще:  Михаэль энде момо краткое содержание. Михаэль Энде «Момо, или Удивительная История о Грабителях Времени и о Девочке, вернувшей людям украденное время

Контрапункт черно-белой «Реке» — ярко-разноцветный «Сад», размещенный на противоположной стене. Между красных маков, «нарисованных» пороховыми взрывами с цветными пигментами, проступают репродукции советских агитационных плакатов. Контраст идеалов и реальной жизни, втянувшей жителей XX века в водоворот трагических событий, оказывается центральным сюжетом выставки.

Важно отметить: все ключевые работы в экспозиции созданы специально для этого проекта, так что вместе с Цаем Гоцяном ГМИИ делает вклад в мировую культуру. И — предлагает заново, с помощью художественных метафор, осмыслить события 100-летней давности. А такой разговор лишним не бывает. В конце концов, лучше писать порохом историю искусства, чем историю человечества.

Цай Гоцян — самый спокойный человек в мире

Звезда современного искусства пишет работы горящим порохом, увидеть их в Москве можно будет уже в среду

В День города на Красной площади китайский художник Цай Гоцян собирался устроить грандиозный пиротехнический спектакль — вроде того, что он показал на открытии пекинской Олимпиады в 2008 году, и благодаря которому прославился на весь мир, но московские власти не разрешили. Зато 13 сентября в ГМИИ им. Пушкина откроется выставка Цая «Октябрь», посвященная юбилею революции 1917 года.

Почему именно он — китаец, живущий в Нью-Йорке и зарабатывающий на жизнь картинами из пороха и пиротехническими инсталля­циями, будет переосмысливать русскую революцию на ее родине в год ее столетия? Чтобы получить ответ из первых уст, я сворачиваю направо с оживленной Второй авеню и оказываюсь на тихой улице манхэттенского Нижнего Ист-Сайда. Тут спокойно, прохожих практически нет, с обеих сторон — старинные трех-четырехэтажные жилые дома из темного кирпича с железными лесенками, нью-йорк­ская классика. Так сразу и не подумаешь, что где-то здесь спряталась студия одного из титанов современного искусства.

За последние двадцать лет он выставлялся практически на всех главных мировых арт-площадках, в 2008 году Цай Гоцян стал первым китайским художником, удостоенным персональной выставки в нью-йоркском Музее Гуггенхайма. Цай работает в разных техниках, но прославился благодаря пороху. При помощи взрывчатого вещества художник создает не только пиротехнические спектакли, но и живописные полотна, напоминающие одновременно абстракции в духе экспрессионизма и китайскую каллиграфию.

Художнику пятьдесят девять, но выглядит он моложе и постоянно улыбается. Гоцян рассказывает, что еще в юности стал свободомыслящим человеком. Во время учебы на факультете сценического дизайна в Шанхайском институте драмы начал экспериментировать с современным искусством. А в 1986 году, когда Китай объявил об изменении политического курса и открыл границы, уехал в Японию по учебной программе. Там он прожил до 1995 года и переехал в Нью-Йорк, уже получив известность в арт-кругах. Интересный факт: Цай Гоцян так и не выучил английский, потому что в Америке ему не пришлось пробиваться: его сразу завалили предложениями, времени было мало, а средств достаточно, чтобы нанять переводчиков и помощников.

Читать еще:  Краткий пересказ биографии гоголя. Биография Гоголя: самое главное и интересное, кратко

Технология создания картины довольно прос­та, по крайней мере в авторском пересказе. Сначала Цай наносит на холст рисунок, затем покрывает его порохом и поджигает. «Конечный результат — это совместное творчество материала и человека, — говорит художник. — Я долго искал свой подход. Чего только не пробовал: дул на готовый холст феном, держал картину над огнем, даже пускал голубя, чтобы он оставил следы на масляной краске. Как восточному человеку мне важно, чтобы не все поддавалось моему контролю, чтобы в процессе участвовала естественная энергия. И когда я попробовал порох, сразу понял, что это оно. Я с детства боялся открытого пламени, потому что им невозможно управлять. Когда поджигал бенгальские огни, бабушке приходилось держать меня за руку».

Недаром еще в 1989 году он сделал «Проект для инопланетян № 1»: спустя несколько месяцев после событий на площади Тяньаньмэнь художник соорудил палатку, подобную тем, в которых жили протестующие на площади, начинил ее порохом и поджег. Цай надеялся, что девятисекундный взрыв будет виден из космоса. Потом было еще множество работ, предназначенных для зрителей за пределами Земли. В 1993 году он продлил Великую Китайскую стену на десять тысяч метров при помощи пороха и поджег на закате. В 2015-м построил пятисотметровую лестницу от земли прямо в небо, и она тоже заполыхала в темноте, став его проектом — визитной карточкой.

Цай часто возвращается в Китай. Когда он только переехал в США, китайское руководство его не жаловало: предателем напрямую не называли, но в газетных статьях обвиняли в том, что он продался капиталистам и торгует своей «китайскостью». А когда Гоцян превратился во всемирно известный бренд, лидеры КНР сменили гнев на милость. Миллиард человек, посмотревший шоу на Олимпиаде в Пекине, — это абсолютный рекорд для произведения современного искусства.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Источники:

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/189248/
http://iz.ru/644486/sergei-uvarov/pushkinskii-muzei-ustroil-porokhovoi-bunt
http://www.vogue.ru/peopleparties/news/tsay_gotsyan_samyy_spokoynyy_chelovek_v_mire

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии