История создания и анализ комедии “Ревизор” Гоголя Н.В. «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя

История создания и анализ комедии “Ревизор” Гоголя Н.В. «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя

Анализ комедии Ревизор Гоголя

Произведение представляется писателем в виде сатирической комедии, в которой на примере образов основных персонажей демонстрируется порочность и гнилость общественного порядка первой половины девятнадцатого века.

Сюжетная линия комедии выстраивается вокруг событий, происходящих в небольшом уездном городке, местное чиновничество которого с ужасом ожидает приезда столичного проверяющего ревизора. Насмерть перепуганные чиновники ошибочно определяют в качестве проверяющего главного персонажа произведения Хлестакова, пытаясь ублажить его и произвести наилучшее впечатление. При этом сам герой до последнего момента не догадывается о причинах происходящих с ним перепитий.

Композиционная структура произведения представляется в виде бытового анекдота, в котором правдоподобные образы героев утрируются, демонстрируя негативные человеческие качества в виде взяточничества, казнокрадства, лживого обмана, сластолюбия, пошлости, алчности, предательства. Используя художественные приемы сатиры, писатель акцентирует внимание на злободневности извечных проблем российских чиновников, погрязших в корыстолюбии и самоуправстве.

Основу комедии составляет социально-общественная тематика, сочетающаяся в произведении с любовным конфликтом, обыгранным автором с применением фарса.

Основными героями комедии являются представители чиновничьего класса уездного городка в лице Городничего Антона Антоновича, жадного и вороватого государственного служащего, его жены Анны Андреевны и дочери Марии Антоновны, глупых, скучающих барышень, городских служащих различного ранга и чина, отличающихся бюрократизмом, воровством и произволом, и, конечно же, Иван Александрович Хлестаков, представленный автором в образе приезжего ревизора, на самом деле являющимся мелким чиновником, случайно оказавшимся в городе.

Отличительной особенностью комедии является отсутствие в ней героев положительного характера, поскольку все персонажи представляются писателем в образе порочных, лицемерных, беспринципных, вульгарных личностей, обладающих чертами представителей тогдашнего российского общества.

Главным достоинством произведения, которое отмечают многие литературоведы, является сатирическое мастерство писателя, сумевшего точно, ярко и психологически изобразить реальность русской действительности.

Вариант 2

История «Ревизор» началась писаться в 1835 году и закончилась в 1842 году, когда Пушкин подсказал сюжет данного произведения и до конца поддерживал выход этой комедии.

Когда прошла первая постановка в театре, то она насторожила многих, и критики заявили, что в нем нет положительного персонажа, на что Гоголь ответил, главный герой произведения это смех.

В 1842 году она приобрела уже законченный вид, который дошёл до нас, где высмеял чиновничество в образах различных профессий.

Ирония рассказа заключается, в том что один из чиновников получает письмо на счёт визита ревизора, ожидая его городские помещики придумывают сами по себе, находя не того человека по фамилии Хлестаков. Весь юмор вертится вокруг чиновников, которые обхаживают и льстят ему в надежде, чтобы ревизор к ним отнесся снисходительно и простил их погрешности.

Сам Хлестаков один из чиновников Петербурга попутно проезжавший мимо этого городка поневоле становится вруном – ревизоров, который обводит вокруг пальца почти весь испуганный проверкой город. Он так вживается в роль, что даже забывается об истине, о том, что он сам по уши в долгах и совсем не является тем, за кого приняли горожане. Давно он не имел такую честь и призвание, которым наградил его весь город. Пытаясь ему, понравится за счет этого, и быть прощенным за содеянные преступления в профессиональной деятельности.

Рассказ «Ревизор» описывает городской беспорядок, которого создали чиновники, для удобной среды своих не добрый дел и обдирательств. Комедия остаётся актуальной во все времена жизни, так как и по сей день есть такие же люди образы, которых раскрывает данный рассказ.

Гоголь не говорит, о каком-то конкретном городе, так как эта тема затрагивает всю Россию, где разбросаны такие же ненасытные чиновники не справедливо властвующие над всем городом.

В рассказе он не хочет, обвинить во всем происходящем кого либо, та как каждый вносит в нее свою лепту греха, создающий большой порок зла и не чисти. Автор пишет рассказ в надежде исправить алчность, лицемерие и лживость этого мира, сократив в каждом жадность к взяточничеству и порок.

Многие критики не восприняли данную комедию, посчитав, как же держится мир, если в нем столько плохого, кто-то оценил, что Гоголь правильно выбрал путь самовыражения, а кто-то сказал что произведение превосходное. Как бы ни было, один раз прочитав «Ревизор» мы понимаем, что Гоголь не зря писал его, и кто сумеет все еще хранит в себе глубокий смысл, через которого познал все хорошее.

Анализ сюжета и героев произведения Ревизор

Данное произведение в утрированной форме едко высмеивает нравы российского чиновничества и общества в целом.

В пьесе Гоголь изображает, прежде всего, ряд должностных лиц, поставивших себя в глупое и смешное положение в связи с приездом в этот провинциальный городок Хлестакова.

Читать еще:  Конспект внеклассного чтения шарль перро красная шапочка. Конспект урока литературного чтения и презентация

Образы действующих лиц произведения, конечно, даны в комичной форме, так как автор и ставил своей целью, прежде всего, высмеять типичные фигуры русской жизни. Однако нельзя сказать, что они не реалистичны. Гоголю хорошо удалось показать именно характерные черты, которые современники (да и потомки) видели неоднократно в своем окружении и общаясь с представителями государственного аппарата.

Например, городничий показан все же неглупым человеком, так как иначе было бы непонятно, как он смог в течение долгого времени сохранять свою должность и противостоять попыткам его «подсидеть». Глава города берет взятки. Он, конечно, понимает противозаконности и безнравственность подобных своих деяний, но считает коррупцию установившейся нормальной практикой реальной жизни. Он просто присваивает то, что может.

Другие чиновники города призваны наглядно продемонстрировать пагубность для государственных и общественных интересов существующей бюрократической системы. Попечитель богоугодных заведений Земляника держит больных в ужасном состоянии. Смотритель училищ также запустил свою сферу деятельности.

Почтмейстер Шпекин просто из интереса пренебрегает своим долгом и читает чужие письма. Здесь критикуется даже не стремление к наживе, которое, по крайней мере, можно понять, а гнилость самой государственной системы.

Судья Ляпкин-Тяпкин тоже олицетворение коррупции в сочетании с бездарностью.

Авантюрист Хлестаков оставляет всех в дураках, но и он изображен в неприглядном свете. Глупое хвастовство этого персонажа также производит отталкивающее впечатление. Гоголь ввел его в повествование для того, чтобы сделать его смешным.

Другие персонажи, не принадлежащие к чиновному миру, также показаны с отрицательной точки зрения. При этом автор комедии посчитал необходимым все же оттенить образ городничего, сделать его более неприятным. Он показан под каблуком своей жены – достаточно глупой, кокетливой дамы.

Дочь городничего, с которой в финале комедии уезжает Хлестаков, также ничем не лучше и не намного умнее других персонажей.

Местные помещики Бобчинский и Добчинский не разворовывают государственные средства, они просто показаны сплетниками и дураками.

С помощью создания ярких образов глупцов и воров автору удалось изобразить российскую бюрократию в смешной и запоминающейся форме.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ комедии Ревизор

Популярные сегодня темы

Данте Алигьери был автором «Божественной комедии». Он написал его незадолго до смерти. В ней три части.

Произведение содержит ряд женских образов, с которыми следует познакомиться поближе.

Конкретные темы сказок и произведение Пушкина показывают, что он достаточно точно знает народное творчество и умеет грамотно его интерпретировать, поэтому он с легкостью подражает тому, чему научился.

Жанровая направленность произведения представляется в виде небольшого фантастического рассказа, повествующего об освоении землянами территории планеты Венера, адресованного детской читательской аудитории.

Каждая прочтенная страница рассказа И. Бунина Сны Чанга – это невероятно искреннее сопереживание героям. При этом автор дает понять, что душа есть у всех живущих на земле, не важно, человек это или животное

Анализ «Ревизор» Гоголь

Пьеса Гоголя “Ревизор” совершила своеобразную революцию в русской драматургии: в композиционном и содержательном плане. Её успешному изучению на уроках литературы в 8 классе поможет подробный анализ произведения по плану, который вы найдёте в статье. История создания комедии, её первая постановка, проблематика и художественные особенности пьесы рассмотрены ниже. В “Ревизоре” анализ предусматривает знание исторических и социальных условий описываемой эпохи. Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался “излечить” общество с помощью искусства.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.

Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.

История создания – идею для сатирической пьесы подарил Гоголю А. С. Пушкин, который рассказал историю о П. П. Свиньине (издателе журнала “Отечественные записки”), которого приняли за высокопоставленное лицо, приехавшее с ревизией.

Тема – пороки общества, чиновничество и его беспредел, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.

Композиция – Кольцевая структура, отсутствие экспозиции, “психологичные” авторские ремарки.

Жанр – комедия социально-сатирической направленности.

Направление – реализм (типичность, свойственная 19 веку).

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Бонус

  • Тест по произведению

История создания

В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.

Читать еще:  Голландский живописец автор картины возвращение блудного сына. Возвращение блудного сына (Рембрандт)

В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.

“Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и, выделяющейся из себе подобных, только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александрийском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках. Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке. Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации.

Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатиричный, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.

Среди героев пьесы нет положительных персонажей, что достаточно ново для жанра и направления, в котором работал автор. Двигателем сюжета является банальный страх – проверяющие высокого ранга могли решить судьбу любого таким образом, что он мог лишиться положения в обществе и понести серьёзное наказание. Гоголю хотелось вскрыть огромный пласт пороков общества, тем самым излечив его от них. Автор планировал поднять всё самое подлое, несправедливое и безнравственное, что творится в современном обществе.

Идея, которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение – находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.

Композиция

Особенностью композиции является то, что пьеса не имеет экспозиции, а начинается с завязки. В произведении присутствует кольцевая структура: оно начинается и заканчивается сообщением о том, что “приехал ревизор”.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ревизора».

Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём “немой сцены”, когда действующие лица безмолвствуют. Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости. Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма.

«Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя

В 1835 году Гоголь начал сочинять комедию «Ревизор», сюжет которой подсказал ему Пушкин. В начале 1936 года состоялась премьера пьесы в Москве и Петербурге. Однако Гоголь продолжал вносить коррективы в текст произведения вплоть до 1842 года, когда была завершена окончательная редакция.

«Ревизор» – пьеса совершенно новаторская. Гоголь впервые создал социальную комедию без любовной линии. Ухаживания Хлестакова за Анной Андреевной и Марией Антоновной скорее пародия на высокие чувства. В комедии нет также ни одного положительного персонажа. Когда писателя упрекали в этом, он отвечал, что главный положительный герой «Ревизора» – смех.

Необычна и композиция пьесы, поскольку в ней нет традиционной экспозиции. С первой же фразы Городничего начинается завязка сюжета. Финальная немая сцена также немало удивила театральных критиков. Ранее никто не использовал такой прием в драматургии.

Классическая путаница с главным героем приобретает у Гоголя совершенно иной смысл. Хлестаков не собирался выдавать себя за ревизора, он какое-то время сам не мог понять, что происходит. Просто считал: уездное начальство заискивает с ним только потому, что он из столицы и модно одет. Окончательно открывает глаза щеголю Осип, уговаривая барина уезжать, пока не поздно. Хлестаков не стремится обмануть кого-либо. Чиновники обманываются сами и втягивают мнимого ревизора в это действо.

Читать еще:  Тамара Синявская — биография, дети, первый муж. Тамара Синявская: биография, дети, первый муж Тамара синявская день рождения

Сюжет комедии построен по замкнутому принципу: пьеса начинается с новости о приезде ревизора и заканчивается таким же сообщением. Новаторство Гоголя проявилось и в том, что в комедии нет второстепенных сюжетных линий. Все действующие лица завязаны в одном динамичном конфликте.

Несомненным новшеством явился и сам главный герой. Впервые им стал глупый, пустой и ничтожный человек. Писатель так характеризует Хлестакова: «без царя в голове». Характер героя наиболее полно проявляется в сценах вранья. Хлестаков столь сильно вдохновлен собственным воображением, что не может остановиться. Он нагромождает одну нелепицу за другой, даже не сомневается в «правдивости» своей лжи. Игрок, мот, любитель приударить за женщинами и пустить пыль в глаза, «пустышка» – таков главный герой произведения.

В пьесе Гоголь затронул масштабный пласт российской действительности: государственная власть, медицина, суд, образование, почтовое ведомство, полиция, купечество. Писатель поднимает и высмеивает в «Ревизоре» множество неприглядных черт современной жизни. Здесь поголовное взяточничество и пренебрежение своими обязанностями, казнокрадство и чинопочитание, тщеславие и страсть к сплетням, зависть и наушничество, хвастовство и глупость, мелочная мстительность и тупость… Чего только нет! «Ревизор» – настоящее зеркало российского общества.

Необычна для пьесы и сила сюжета, его пружина. Это страх. В России XIX века ревизию проводили чиновники высокого ранга. Поэтому приезд «ревизора» и вызвал в уездном городке такую панику. Важный человек из столицы, да еще с «секретным предписанием», привел местное чиновничество в ужас. Хлестакова, который никоим образом на проверяющего не похож, легко принимают за важное лицо. Любой проезжающий из Петербурга вызывает подозрение. А этот две недели живет и не платит – именно так, по мнению обывателей, и должен вести себя человек высокого ранга.

В первом действии обсуждаются «грешки» всех собравшихся и отдаются распоряжения по «косметическим» мерам. Становится понятно, что никто из чиновников себя виноватым не считает и ничего менять не собирается. Лишь на время будут выданы чистые колпаки больным и подметены улицы.

В комедии Гоголь создал собирательный образ чиновничества. Государственные служащие всех рангов воспринимаются как единый организм, поскольку близки в своем стремлении к стяжательству, уверены в безнаказанности и правильности своих действий. Но каждый персонаж ведет свою партию.

Главный здесь, конечно, городничий. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский на службе тридцать лет. Как человек хваткий, он не упускает выгоду, что сама плывет в руки. Но в городе полный беспорядок. На улицах грязь, арестантов и больных отвратительно кормят, полицейские вечно пьяны и распускают руки. Городничий тягает за бороды купцов и дважды в году празднует именины, чтобы получить больше подарков. Деньги, отпущенные на строительство церкви, исчезли.

Появление ревизора сильно пугает Антона Антоновича. А вдруг проверяющий не берет взяток? Видя, что Хлестаков деньги берет, городничий успокаивается, старается ублажить важное лицо всеми средствами. Второй раз Сквозник-Дмухановский пугается, когда Хлестаков хвастается своим высоким положением. Тут ему становится страшно попасть в немилость. Сколько же дать денег?

Забавен образ судьи Ляпкина-Тяпкина, который страстно любит псовую охоту, берет взятки борзыми щенками, искренне считая, что это «совсем другое дело». В приемной суда творится полный кавардак: сторожа завели гусей, по стенам развешена «всякая дрянь», заседатель постоянно пьян. А сам Ляпкин-Тяпкин не может разобраться в простой докладной записке. В городе судью считают «вольнодумцем», так как он прочитал несколько книг и говорит всегда высокопарно, хотя и совершенные глупости.

Почтмейстер искренне недоумевает, почему нельзя читать чужие письма. Для него вся жизнь – интересные сюжеты из писем. Особенно понравившиеся корреспонденции почтмейстер даже оставляет у себя и перечитывает.

В больнице попечителя богоугодных заведений Земляники также царит беспорядок. Пациентам не меняют белье, а врач немец ничего не понимает по-русски. Земляника подхалим и доносчик, не прочь облить грязью своих товарищей.

Привлекает внимание комичная пара городских сплетников Бобчинского и Добчинского. Для усиления эффекта Гоголь делает их похожими внешне и дает одинаковые имена, даже фамилии персонажей отличаются всего одной буквой. Это совершенно пустые и бесполезные люди. Бобчинский и Добчинский заняты только собиранием сплетен. Таким образом, им удается оказаться в центре внимания и почувствовать свою значимость.

Начав писать «Ревизора», Гоголь пообещал Пушкину: «Клянусь, будет смешнее черта». Свое обещание Николай Васильевич сдержал. Николай I, посмотрев комедию, заметил: «Всем досталось. А мне больше всего».

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/analiz-komedii-revizor
http://obrazovaka.ru/sochinenie/revizor/analiz-proizvedeniya-gogolya.html
http://goldlit.ru/gogol/639-revizor-analiz

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии