Граффити как искусство самовыражения 10 марта. Тема: Граффити: это искусство или вандализм

Граффити как искусство самовыражения 10 марта. Тема: Граффити: это искусство или вандализм

Граффити: искусство или вандализм?

Дата публикации: 19.08.2015 2015-08-19

Статья просмотрена: 8570 раз

Библиографическое описание:

Кузова Н. В. Граффити: искусство или вандализм? // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 460-462. — URL https://moluch.ru/archive/96/21622/ (дата обращения: 12.02.2020).

Граффити стали стихией, изменившей внешний вид улиц в конце XX века, и упоминание этого слова вызывает в воображении человека множество различных образов. С каждым годом количество разрисованных стен в наших городах стремительно увеличивается. Это значит, что искусство граффити привлекает все больше и больше людей. Нередко гуляя по улице, на здании, гараже или заборе можно заметить нечто яркое, громадное, непонятное. Ты остановишься, пытаясь разобраться, фантазируешь и ломаешь голову. Наконец, перед тобой вырисовываются буквы, но разобрать — какие, невозможно. Эти буквы, как большая задача, которую нужно непременно решить, не зная ни формул, ни ходов решения. Эта задача носит название — граффити (от итальянского «царапать»), а автор этого искусства величается райтером.

Особенность этого вида «городского декора» в том, что человеку не нужно идти в галерею или на выставку. Граффити украшают внешний вид старых городских стен, строительных заборов, заброшенных строений и даже целых заводских корпусов. Другое дело, какую идею, смысл и энергетику несут эти художественные композиции. Практика показывает, что подчас стены являются не «подиумом» для интересных цветовых решений, а просто тренировкой для дилетантов и любителей порисовать. Поэтому далеко не все воспринимают разрисованные стены, как способ самовыражения. Для многих это скорее хулиганство, чем творчество. Кто-то называет это вандализмом.

История граффити началась много тысячелетий назад. Первобытные люди разрисовывали пещеры, как правило, в основном это были сцены охоты, животные и окружающая природа [5]. Египтяне украшали стены пирамид, фрески сохранились в храмах и по сегодняшний день. Древние римляне наносили буквенные рисунки на статуи и стены. В основном это были политические изречения и признания о любви. Кстати, созданные много веков назад граффити позволяют современным ученым узнать о жизни людей в те времена. Ведь то, как изображены и оформлены были рисунки, граффити говорят об имеющемся языковых различиях и особенностях, а также о том, какой образ жизни вели древние люди. Даже в эпоху Возрождения подобное искусство было не забыто. Многие известные художники довольно часто вырисовывали или вырезали свои имена на различных поверхностях.

Однако совсем недавно граффити получило свое новое развитие. Нью-Йорк стал родиной данного вида искусства. Именно здесь в 70–80 годах прошлого столетия возникла хип-хоп культура, брейк-данс, а граффити стал ее частью. Особенно хорошо эта субкультура прижилась в бедных районах Латинской Америки, где ещё ранее возникла своя собственная традиция — «муралс», т. е. рисунок на домах.

К 90-м годам появляются художники, которые во многом отходят от граффии (написание букв, имён) и полностью переключаются на создание образов или прямых посланий, причём используя для этого самые разные техники. Чаще всего граффитчики создают шедевры, которые содержат определенные символы — тэги. Это набор букв, изображающийся каждым художником по-своему. Именно стиль написания тэгов способствует тому, что граффитчик становится узнаваемым по такому письму.

Начинающие художники часто использовали для создания своих шедевров уголь, простые аэрозоли и маркеры. Рабочие инструменты частенько изготавливались самостоятельно. Даже специальные составы для подкраски обуви и штемпельная краска становились материалами для работы.

Граффити имеет много стилей и направлений. Одно из них носит название тэггинг. Такие изображения похожи на таинственные сообщения. Кроме того, путем нанесения тэгов изображаются инициалы художника.

Еще один вид граффити — это бомбинг. Такие изображения характеризуются тем, что содержат всего лишь два или три цвета. Кроме того, они очень быстро наносятся, от чего страдает качество рисунка. В основном граффити этого вида состоят из буквенных символов, выполненных в оригинальной манере. Цель таких граффити — покрыть большой размер поверхности. Поэтому его можно отнести к хулиганским рисункам.

Wildstyle (дикий стиль) — это наиболее сложный стиль граффити. Основной характеристикой таких изображений является сплетения букв и заостренные углы. Почему назвали этот тип граффити именно так? Потому что рисунок включает дикие, взрывные элементы. Буквы становятся нечитаемыми, так как художник часто вносит какие-то оригинальные дополнения, что приводит к отсутствию понимания написанного.

FX (или 3D style, «объемный стиль»). Этот стиль отличается абсолютным объёмом букв. Придумать такой рисунок очень сложно. Надо обладать неординарной фантазией и незаурядным мышлением, чтобы нарисовать слово в объёме. При этом надо, чтобы все буквы сочетались друг с другом, и было довольно-таки понятно, что написано. Далеко не каждый райтер на это способен, и для этого нужны долгие годы тренировок.

MessiahStyle — оригинальность этому стилю придают буквы, словно написанные на отдельных листах и наложенные друг на друга. Этот стиль был изобретён жителем Нью-Йорка Vulcan, работы которого характеризируются своеобразной цветовой гаммой [8].

В нашей стране граффити появилось сравнительно недавно. Датой рождения можно считать 1985 год. Именно в это время молодежь нашей страны заинтересовалась брейк-дансом, который является частью культуры хип-хопа. Изначально граффити можно было увидеть на декорациях фестивалей, посвященных брейк-дансу. Яркие декорации производили неизгладимое впечатление на молодых людей. В то время стал популярным граффитист калининградец Макс-Навигатор. Однако в Москве долгое время граффити не появлялось и, соответственно, не развивалось. И только совсем недавно и в столице России появились мастера такого вида изобразительного искусства. Сейчас этот вид искусства дошел до самых маленьких провинциальных городов и населенных пунктов.

Сфера отношения к граффити широка и спорна и граффити может считаться отдельным видом изобразительного искусства при одном условии. Нанесение таких изображений не должно носить хулиганский характер. Человечество всегда стремилось создать что-то новое и оригинальное, однако граффитисты должны понимать, что их искусство получит истинное признание только тогда, когда перестанет быть уделом уличных хулиганов. Эстетика и приёмы граффити используются в рекламе, дизайне, видео и т. п. [7]. Выставки граффити регулярно проводятся в официальных учреждениях культуры. Однако во многих случаях деятельность художников улицы рассматривается как хулиганство и проявление вандализма и преследуется законом. В чем связь вандализма и граффити? Согласно Большой Российской энциклопедии «вандализм — это бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей» [4]. Но в более широком смысле вандализм означает вредительство, асоциальное поведение. Некоторые считают, что граффити — это своеобразная форма девиантного поведения, очень распространенная среди подростков и молодежи. С этим можно поспорить. Во-первых, феномен граффити в России никто не изучал и никаких исследований никто не проводил. Во-вторых, граффити — это способ коммуникации в обществе, способ выразить свое мнение или донести какую-либо информацию, и при этом сделать это инкогнито. Граффити — самое свободное (если так можно выразиться) из средств самовыражения. Пиши, рисуй, о чем хочешь, не боясь нарушить какие-либо нормы и правила, здесь нет никаких табу и запретов. В общем, полная свобода творчества. Если говорить о крупных городах, то там есть так называемые галереи граффити, то есть стены, полностью изрисованные краской. Возникают такие галереи по разным причинам. Но в основном, это места сбора «неформальной» молодежи. В крупных городах есть несколько таких мест. В Санкт-Петербурге — это Ротонда, подъезд дома, в котором живет Б. Б. Гребенщиков, в Москве стена Мира, стена Цоя на Арбате и другие. Но только почему-то возникают надписи и рисунки не только в специально отведенных местах, а где попало: на домах, общественных зданиях, на детских площадках… Можно ли это назвать искусством самовыражения или это скорее хулиганство, чем творчество?

Все «настоящие» граффитчики соблюдают кодекс, который гласит: «Не расписывай дома, представляющие культурную ценность, и вообще, не рисуй на жилых домах — не навязывай людям свое мировоззрение, не пиши на именах других райтеров, тем более на чужих работах, на надгробиях: роспись мемориальных стен и машин — это смерть! Те, кто пишет на чужих работах, заслуживают презрения.

Итак, понятие граффити воспринимается по-разному: для одних — это искусство и модный стрит-арт объект, для других — вандализм. Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это своего рода анонимный визуальный диалог автора с другими членами общества.

Читать еще:  Солдат с собакой рисунок карандашом. Как нарисовать военную технику карандашом поэтапно

Способов самовыражения, в наши дни немало, но если так хочется нарисовать и выразить свое собственное я, то может следует использовать достижение научно-технического прогресса и компьютерных технологий, возможности социальных сетей, предлагаемых Интернетом. Они позволяют по-иному взглянуть на сферу применения ставших уже всем привычных надписей на стенах. Только стены эти не привычные бетонные, деревянные или металлические — они виртуальные. Внешне эти рисунки граффити «В контакте» ничем не отличаются от настоящих граффити-картинок (приложение 3). Существует специальная программа Graffiti Studio, позволяющая имитировать реальные материалы, используемые для письма, и алфавиты для написания граффити на разных языках, её можно скачать в Интернете бесплатно. Существует ещё одна (подобная) программа Graffiti Creator, кроме этого, надписи граффити можно создавать в «Фотошопе» (Photoshop). Возможности социальной сети «В контакте» также позволяют скачать красивые граффити-картинки. Поэтому доставить радость людям можно не только рисунками на стенах, но и рисунками, созданными при помощи различных компьютерных программ.

Подводя итог выше сказанному, можно утверждать, что граффити является культурным феноменом, в той или иной форме встречаемым в любом обществе. Граффити можно рассматривать как конкретный манифест персональной и общественной идеологии, очень эффективный в плане визуального воздействия на людей. Поэтому граффити является искусством, если служит для достижения благородных целей, в противном случае — это вандализм.

1. Вандализм [статья 214] // Уголовный кодекс Российской федерации (УК РФ) от 13.06.1996г. № 63- ФЗ. (принят ГД ФС РФ 24.05.1996г., действующая редакция)

2. Высотский С. Киевские граффити XI—XVII вв. — Киев, 1985.

3. Граффити [интернет ресурс] //Википедия,Режим доступа — http://ru.wikipedia.org/ wiki/graffiti

4. Есаков Г. А. Вандализм. // БРЭ Т.4 с.576, — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.

5. Кёте Р. Первобытный человек. — ТД «Издательство Мир книги», 2006.

6. Кодекс граффитчика [интернет ресурс] // Всё о граффити, Режим доступа — http://graffiti.sitecity.ru

7. Крючкова В. А. Граффити. //БРЭ Т.7 с.646, — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007.

Граффити – искусство или вандализм?

В рамках темы месяца «Уличная культура и стрит-арт» приглашенный редактор Design Mate Александр Мущенко размышляет об истории и природе граффити, его ценности, как искусства, и о том, как относиться к граффити в современном мире.

Александр Мущенко Продакшн-директор Музея стрит-арта в Санкт-Петербурге #AlexanderMushchenko

На этот вопрос можно дать простой ответ. Граффити может быть вандализмом. И искусством тоже. Является оно вандализмом или нет зависит лишь от того, где и с какой целью оно создано. То, что этот вопрос возникает, говорит об отсутствии сформировавшегося отношения к феномену граффити и о широком интересе к нему как со стороны обывателя, так и со стороны участников профессионального сообщества.

Но самое главное здесь отнюдь не соотношение искусства и вандализма. Вопрос скорее в том, является ли граффити искусством, что это такое и как к нему относиться в условиях современного мира. В эпоху постмодернизма искусством может быть все, что угодно. Фактически, на вопрос о причастности граффити к искусству необходимо ответить каждому из нас. Только для того, чтобы ответ был объективен, необходимо знать, что такое граффити, какое место оно занимает в современной культуре и какова история его происхождения.

В первую очередь, отметим, что термин «граффити» рассматривается в двух смыслах – в широком и узком. В широком смысле – от итальянского graffito («царапать») – это изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. Данный термин известен достаточно давно и в данном контексте применяется преимущественно в среде историков. В узком смысле граффити — это субкультурное явление, ставшее значимой частью уличного искусства. В его основе лежит написание собственного имени или названия команды в как можно большем количестве мест. Чем в более опасном месте находится так называемый «кусок» (произведение), чем больше его тираж. Чем уникальнее стиль художника, тем больше степень уважения, которую он получит внутри сообщества.

Очень часто к граффити причисляют объекты стрит-арта, мурализма.

Это неправильно, потому что самая важная составляющая граффити — это шрифт. Чем он узнаваемее и сложнее, тем лучше. Еще одни отличие граффити от стрит-арта в том, что представители этого направления создают свои работы преимущественно для граффити-райтеров – им не важна оценка их произведения рядовым зрителем и случайным прохожим. Важен респект внутри закрытого комьюнити. А стрит-арт наоборот «работает» на обычного зрителя, взаимодействует с горожанами, городом, его архитектурой. Одним словом, с городской средой. Соответственно, сегодня мы рассматриваем граффити в более узком понимании субкультурного явления.

Исторически феномен граффити связан с Нью-Йорком. В конце 60-х-начале 70-х годов в городе сложилась нестабильная социальная атмосфера. Причин этому несколько: полным ходом идут процессы, связанные с джентрификацией (переселением населения из центральных районов в социальные районы, ставшие гетто на окраинах города), активизацией преступных групп и националистических организаций. Активные общественные изменения, вызванные в том числе нестабильной экономической ситуацией, накаляют обстановку в городе. В этом контексте будет уместно упомянуть о том, что появлению субкультуры граффити способствовало наличие криминальных надписей, которые выполняли чисто информативную функцию: они сообщали о занятости района той или иной бандой. Стены становились инструментом коммуникации в рамках криминального сообщества. Таким образом, последовавшее появление субкультурного граффити в Нью-Йорке во многом навеяно криминальной эстетикой.

Фактически, временем появления граффити принято считать 1971 год. В этот год на первой полосе The New York Times выходит знаменитое интервью под заголовком «Taki 183 Заводит друзей по переписке», в котором было впервые представлено новое молодежное явление – граффити, и в частности история Тaki из 183 района, который в течение долгого времени писал свое имя по всему Нью-Йорку. Данная публикация повлекла за собой появление множества подражателей, движение начало развиваться в геометрической прогрессии и в последующие 10 лет (в том числе благодаря подъему хип-хоп культуры) превратилось в настоящую субкультуру со своими правилами, понятиями и традициями.

Безусловно, с точки зрения обывателя эта культура (или скорее, контркультура) враждебна городскому порядку.

Она вторгается в частное и государственное владение, отрицает право собственности и установленные нормы морали. Но зная предпосылки появления граффити и социальную обстановку того времени, мы можем прийти к заключению, что этот феномен фактически является коммуникационным каналом как между участниками сообщества, так и с окружающим миром. Надписи на стенах, являющиеся именами (никнеймами) художников, говорят о существовании этих людей. Надписи, сделанные на поездах, становятся посланием благополучному центру из гетто и символом зачастую бессознательной борьбы против классового неравенства: «Смотрите, мы есть, хотя вы нас не видите». В условиях развития городов, как системы управления гигантскими массами людей, подобного рода действия можно трактовать, как борьбу индивида за городское пространство, подчиненное четким, не поддающимся сомнению правилам.

В данном контексте интересны мысли французского философа Ги Дебора, который писал о том, что урбанизм является новым эффективным средством для сохранения классовой структуры власти. Поэтому выход индивида в городское пространство с деструктивными посланиями во многом связан с изменением статуса города во второй половине XX века. Феномен нью-йоркского граффити – лишь один из примеров такой борьбы. Но нужно понимать, что схожие процессы происходили во Франции конца 60-х годов, когда во время студенческих выступлений, известных как Красный май, одним из основных инструментов коммуникации выступали художественные практики, осуществляемые в городском пространстве. Также интересен пример Берлина, в котором стена стала символом противоборства двух политических систем и местом для проявления жителями своего отношения к тем или иным политическим и социальным процессам. Таким образом, обладая необходимой информацией, мы можем сформировать собственное отношение к граффити. Причем эти мнения могут быть и позитивными (если рассматривать граффити в контексте борьбы молодежи за городское пространство) и негативными (если рассматривать граффити в контексте порчи имущества — вандализма).

Теперь что касается вандализма и граффити. В общественном мнении эти два понятия чаще всего синонимичны. Однако это не совсем справедливо, т.к. граффити далеко не всегда является вандализмом. С правовой точки зрения «вандализм это осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах». С первого взгляда может показаться, что к данному толкованию можно отнести любое граффити. Однако объективная сторона преступления выражается в действиях, оскорбляющих общественную нравственность. И такими действиями могут быть нанесения непристойных рисунков, оскорбительных текстов, бесцельной порчи имущества, порчи исторических памятников и т.п. Таким образом, отнести граффити к вандализму с точки зрения законодателей можно в строго определенных случаях, например, надписи на общественном транспорте, надписи на исторических памятниках.

Читать еще:  Детские жилетки из овчины - незаменимая вещь в гардеробе. Меховой жилет для девочки. Выкройка

Что касается значения слова вандализм в культурной сфере, чаще всего его понимают как одну из форм деструктивного поведения человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры. Как и в случае с правовой оценкой вандализма, это определение делает акцент на умышленной порче объектов, обладающих высокой культурной и исторической ценностью. Как мы видим, феномен граффити нельзя отнести к вандализму и поставить между ними знак равенства. Поэтому рекомендуем разделять эти два термина и использовать их в правильном месте и в нужный момент.

Интересно и то, что уличная реклама воспринимается нами как нечто естественное, но часто наносит гораздо больший ущерб чем граффити и при этом не считается вандализмом.

Это немного странно, потому что фактически граффити является саморекламой и визуально в городской среде очень часто считывается как рекламная вывеска. Быть может, просто еще не прошло достаточно времени для того, чтобы мы привыкли к этому новому явлению и перестали завышать его общественную опасность? Тут есть над чем подумать.

И последнее. Граффити стало своеобразным мостом, по которому в город вышли уличные художники, отдалившиеся от субкультурной составляющей граффити, увидевшие интерес в работе с городским пространством. И эти художники, работающие с городской архитектурой, с актуальными темами, визуально вписывающие свои произведения оказали очень большое влияние на глобальную культуры. Некоторые города фактически стали музеями под открытым небом, эти работы стали визитными карточками городов, они легитимны, а их художники популярны и востребованы. Граффити, образно говоря, плохой парень, старший брат стрит-арта, без которого бы младший не смог найти дорогу в городском пространстве. И уже только за это можно относиться к этому проявлению молодежной культуры более снисходительно. К тому же, очень часто мы забываем, что граффити-райтеры, что бы нарисовать свою работу, идут на очень большой риск, берут на себя ответственность, которая гораздо выше нанесенного ущерба.

Но так ли велика общественная опасность от действий, связанных с нанесение рисунков на поверхности городского пространства? Этот и другие вопросы, связанные с историей развития уличного искусства отражены в книге лауреата премии Сергея Курёхина Игоря Поносова «Искусство и город».

Видя очередное произведение на стенах свежевыкрашенного дома, мы не знаем, как к нему отнестись: какие критерии оценки использовать, нравственные, эстетические или правовые?

1.3.Возникновение и развитие граффити в России

Зарождение отечественного граффити движения произошло в 1980-х годах в СССР. Первыми отечественными граффитчиками считаются Крыс (Крис) из Латвии и Баскет из Москвы. С 1980-х годов и до середины 1990-х граффити в России носит эпизодический характер, только к концу 1990-х приобретает массовый характер. Это связано с доступом к информации, которая стала поступать лавинообразно с популяризацией интернета, а также с использованием граффити в шоу-рынке и коммерческих целях (реклама на ТВ и в журналах). Первый граффити-магазин России в Твери, открытый в 1992 году.

На стыке веков граффити получает все большую популярность в среде молодежи, появляется доступ к профессиональной краске, специализированным изданиям и видео. Начинают проводиться первые граффити-фестивали и акции .

В 2006 году в Санкт-Петербурге с целью показать реальный уровень российского уличного искусства проходил международный фестиваль граффити. До 2006 года фестиваль проводился в Беларуси (2003—2005 в Гомеле и Минске), в них принимали активное участие и российские райтеры.

В крупных городах России и Украины проводится ежегодный фестиваль SNICKERS® URБANиЯ, в рамках которого проходит конкурс-граффити.

В Чебоксарах c 2001 года проводится ежегодный граффити-фестиваль в рамках международного хип-хоп фестиваля «Кофемолка». [10]

В Сибирском регионе силами местных энтузиастов проводится локальный фестиваль Paint Methods, с периодичностью несколько раз в год (самый частый фестиваль в России).

В Екатеринбурге ежегодно в первые выходные июля проводится международный фестиваль стрит-арта «Стенография».

Глава 2. «Кодекс чести» граффиста

2.1. Цель граффиста

Цель граффиста, может быть, желание оставить о себе память, выделиться среди остальных, донести до общества какую-нибудь мысль. То, что заставляло людей рисовать во все времена, то же заставляет и сегодня. Меняются лишь техника, инструменты, цвета.

1.Никогда не рисуй на жилых домах, зданиях, представляющих какую-либо культурную ценность, школах, детских садах, больницах и т.п.

2.Никогда не рисуй на памятниках, мемориальных плитах, надгробиях.

3.Никогда не рисуй на работах других райтеров, это позорно и бесчестно, этим ты сделаешь хуже только себе.

4.Граффити существует для того, чтобы сделать серый и унылый городской мир ярче и красивее.

Throw-up. Это самый простенький стиль, выполнен в двух цветах. Одним цветом выполняется контур, другим заливка. Чаще всего выполнен в черном и белом, черном и серебристом цветах, возможны и другие разнообразные варианты, главное чтобы цвета были контрастными и сочетались друг с другом. С этого стиля обычно все начинают, часто используется при бомблении, так как прост в исполнении. [3,с.10]
Blockbusters. Также простой стиль, отличается большими, широкими буквами. Рисуется иногда даже одним цветом. Blockbusters, в отличие от зародившегося в Нью-йорке стиля Throw up, появились в Лос-Анджелесе, где их использовали для обозначения своей территории уличные группировки. Хорошо годится для того, чтобы громко заявить о себе Bubles. В переводе с английского слово означает «пузырь». Рисуется несколькими цветами. Более сложен в исполнении, чем предыдущие два. Также часто используется в бомбинге. Более характерен для старой школы, ныне не моден.
Wild Style. В пееводе с англ. – «Дикий стиль». Это динамичный стиль, трудный для прочтения. Рисуется 3-4 и более цветами, с множеством различных фишек и наворотов, с наложением и переплетением букв. Труден в исполнении, этим стилем рисуют уже опытные writer’ы. Обычно им рисуют в спокойном месте, и работают над таким куском долго. Требует серьезной подготовки, на скетче нужно учесть все тонкости. В отличие от предыдущих стилей в Wild’е можно создать настоящие шедевры.
Computer Roc Style – придумал Case 2 из Нью-Йорка. Стиль “перелома”. Предполагает разделение букв на отдельные фрагменты, наклоненных в разные стороны Messiah Style – был изобретён нью-йоркцем Vulcan, работы которого характеризируются очень своеобразной цветовой гаммой.
Камуфляжный стиль – придумал Spyder 7. Стиль, который черпает силу в цвете и в судорожной игре “loop”(петля), то есть мест соединения букв. Для того чтобы изображение было труднее скопировать, “петли” выводятся в нескольких местах букв, следуя за предыдущими. Это стремительный и эмоциональный стиль. 3D style, или FX, или DAIM style. Стиль, характерный только для новой школы. Придуман writer’ом DAIM’ом, который сейчас рисует в одной из самых известных команд – FX Cru. Очень трудный стиль, для того, чтобы рисовать в нем, необходим талант. Выполнен в абсолютном объеме, с использованием светотени. Его встретить можно крайне редко, такие работы выполняются обычно на конкурсах или под заказ, так как необходимо огромное количество времени и краски, спокойная обстановка и хорошая стена. Такие работы являются настоящими шедеврами.
Character style. Это рисунки, похожие на карикатуры и комиксы. Иногда используется характерная для комиксов рамка речи. Этим стилем владеют не все графферы, так как он требует наличие определенных навыков и таланта. Так называемый
Freestyle. «Свободный стиль». Не знаю, можно ли выделить это в отдельный стиль, так как он сочетает в себе другие стили. Рисуется без скетча то, что приходит в голову. Как правило, это должна быть свежая и неординарная идея. Чаще всего из этого ничего не выходит.

В связи с популяризацией граффити и обретением мировой популярности, многие хотят приобщиться к данной субкультуре. Во многих странах, в том числе и России, появляются граффити школы.

Так, например, в городе Москве действуют такие школы как «Sabotage», «IMPRES» и др.

Sabotage – первая профессиональная школа обучающая рисунку в стиле граффити. Обучение ведется известными граффити художниками по специально разработанной методике.

Основное направление школы – обучение тонкостям рисунка и популяризация легального граффити. В рамках программы обучения студия Sabotage реализует социальную программу “Чистый город”. Главная цель программы: разъяснение исторической и культурной ценности памятников архитектуры и пропаганда борьбы с вандализмом.

В основу обучения положены опыт студии, авторитет граффитчиков, а также новые идеи в граффити. По итогу обучения ученики студии могут составлять интересные качественные рисунки, у них разрабатывается техника рисунка на стене и свой уникальный стиль.

Читать еще:  Ксения, как вы попали в «Шоу Уральские пельмени»? Сколько совместных концертов у вас уже вышло и каких персонажей в основном вы играете? До «пельменей» вы выступали в женских командах КВН. В компании мужчин проще

Обучение в школе граффити состоит из 2 частей:

1)Лекции: занятия проходят в аудитории. На занятиях изучаются такие дисциплины как академический рисунок, композиция, теория цвета, техники наброска и карандашного рисунка.

2)Практика: занятия проходят на улице в форме практики. Совершенствуется техника рисунка баллоном, правильный перенос эскиза на поверхность.

Школа граффити IMPRES – это место, где молодежь от 10 до 25 лет может встречаться и заниматься творчеством, связанным с хип-хопом (граффити, живопись, графика, дизайн), обсуждать совместные проекты, обмениваться опытом и посещать мастер-классы от известных в молодежной среде активистов хип-хоп культуры (художников, танцоров, музыкантов, поэтов).

Основной акцент в деятельности артстудии делается на развитие навыков в рисовании и на создание устойчивого сообщества молодежи, объединенных общими интересами. Как известно такое сообщество уже спонтанно существует – это неформальные объединения граффити-художников, брейк – и хип-хоп танцоров, эмси, диджеев и промоутеров. Как правило, это молодежь с активной жизненной позицией. Она способна организовывать крупные всероссийские и международные фестивали, организовывать встречи и вечеринки , выпускать собственные СМИ, достойно представлять Россию на международных чемпионатах и соревнованиях. С каждым годом аудитория, которая интересуется этими событиями растет, усиливается и интерес СМИ.

Помимо этого граффити школы существуют во многих городах России, таких как Красноярск, Благовещенск, Краснодар, Пермь и др.

2.4. Граффити села Октябрьское

В нашем родном селе так же можно встретить этот вид уличного искусства, к сожалению, он не на таком высоком уровне, как хотелось бы, но зачатки граффити имеются.

В начале своей работы мы задались целью найти способы, как сделать так, чтобы граффити украшало наше село, а не уродовало его. Решение проблемы мы видим в следующем: Нужно перевести граффити из неформальной, в доступную, легальную область. Для этого необходимо создавать творческие мастерские, где будут обучать азам, и главное этике уличной живописи. Тем более, что ребята, как показал мой опрос, с удовольствием учились бы в таких мастерских и школах. Скорее всего, такие мастерские нужно создавать на базе художественных школ. Нужно создавать моду на легальное граффити. Этому может способствовать широкое освещение в СМИ проводимых конкурсов и фестивалей граффити. Про особенно талантливых художников нужно снимать передачи, писать статьи , чтобы начинающие райтеры знали на кого можно ровняться, стремились достичь успеха и профессионального мастерства. Специальных зон для рисования должно быть много в разных районах . Возможно, это будут заборы, гаражи, опоры мостов и другие подобные объекты .

Мы тоже увлекаемся разработкой рисунка в стиле граффити, некоторые из них представлены на слайде. У нас в селе много заброшенных зданий, нам пришла идея, создать «виртуальную» стену, устранить её недостатки, посмотреть, как это бы выглядело, если это было на самом деле (представлено в двух вариантах).

Шаг первый – проработка идеи. Для начала определимся с направлением. Теггинг – это слишком просто, но возможно я буду использовать его как часть своей работы. Бомбинг – мне не подходит, так как у меня нет задачи нарисовать быстро и просто, мне нужен красивый рисунок. Скрэтчинг – также не подходит, так как я буду рисовать на стене, а не стекле. Из всех направлений для моего замысла подходит – концепт-рисунок.

Шаг второй–изучение работ профессиональных райтеров. Это шаг просто необходим – любому ремеслу нужно учится у мастеров, к тому же это помогает понять какой стиль мне наиболее близок. Во время написания данной работы я изучила огромное количество примеров граффити, в различных направлениях и стилях. Многое из того что мне понравилось, в данный момент не достижимо для меня по уровню мастерства. Нужно реально оценивать свои силы, работа не должна быть слишком сложной. В то же время мне хочется, чтобы она была яркой, красивой. Я попробую смешать в ней разные стили. Получается, что наиболее подходящим для меня будет – с элементами и стиля 3D. Character , камуфляжный стиль. Творчество довольно сложное, поэтому занимаются им только очень талантливые личности.

Шаг третий – эскиз. Начинаю работу с разработки эскиза будущего рисунка. Профессионалы называют его скетч. Я сделала множество набросков в альбоме, прежде чем нашла то решение, которое мне понравилось. Потом я стала пробовать различные цветовые решения. Всё это я делала обычными цветными карандашами в альбоме. Именно с этого советуют начинать рисунок и профессиональные райтеры – прежде чем рисовать на стене, научись рисовать на бумаге. Мне кажется, что, если бы таким путем шли все начинающие райтеры – на стенах города были только красивые работы.

Шаг четвертый – подготовка материалов, цветовая гамма.

Шаг пятый. Выполнение рисунка на стене.

Глава 3. Анкетирование

Мы провели опрос в котором приняло участие 153 человека, мнение разделилось:

86% участников считают граффити – искусством

Источник опроса: “Подслушано в Октябрьском”

Отсюда можно сделать вывод, что граффити молодёжь считает искусством.

Я решила больше узнать о новом направлении среди молодёжи. Провела дополнительные исследования по типу пяти лучших топов граффити – в группе Wk . Они представлены ниже.

Топ 5 лучших групп граффити в Wk :

Группы в контакте

2) Граффити ВООК

3) Граффити СОЮЗ

4 ) Граффити |в контакте

5) Любимые граффити

В процессе проведения данной исследовательской работы мы обнаружили, что у обучающихся школы, сложилось положительное отношение к граффити, но помимо этого существует процент тех людей, которые относятся к ним с неприязнью или равнодушно. Большинство опрошенных думают, что граффити – это, прежде всего, искусство.

Противники граффити считают его помехой или актом вандализма, которое требует значительных средств на восстановление испорченного имущества. Защитники воспринимают граффити как способ преобразования общественного пространства или как открытую демонстрацию произведений искусства.

Граффити действительно является искусством ХXI-го века с уже сформировавшимися стилями написания различных произведений, достойных чести и похвалы. Это искусство постоянно развивается, и в будущем я думаю, нас ждет что-нибудь еще более ошеломительное. Ведь уже сейчас проходят выставки работ выдающихся райтеров. Эта культура будет развиваться дальше, ведь данное направление можно использовать как волонтёрское движение, помощь ветеранам ВОВ (с согласия самих ветеранов): украсить забор или подъезд к 9мая. Создать ощущение праздника улице, где есть старые, заброшенные здания.

Граффити нельзя назвать вандализмом, так как вандализм – это причинение вреда или ущерба, а когда ты преобразовываешь и делаешь лучше, то это уже творение. Тех, кто талантливо и искусно управляется с аэрозольными баллончиками, я думаю, ждет светлое будущее, если они, конечно, будут создавать и вправду шедевры.

Граффити является способом передачи информации или настроя, убеждений рисующего, и создаются они лишь тогда, когда им есть что сказать окружающим.

Я считаю нашу цель достигнутой. Однако во время работы мы пришли к обоюдному мнению, что тема: «Граффити – уличное искусство или вандализм? » может быть очень обширной. В нашей работе граффити исследуется в очень узком направлении, но эту тему можно развить, если обратить внимание на описание граффити в литературе или других источниках. Таким образом я прихожу к выводу, что тема моего проекта может быть развита в дальнейших исследованиях .

1. Розенталь М.М. Юдина П.Ф. Группа авторов Философский словарь. Под редакцией. – М: ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1963.

2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка .. — М.: Гос.ин-т “Сов. энцикл.”; ОГИЗ; Гос. издательство иностр. и нац. слов.1935-1940. (4 т.)

3.Виноградов В.В. История слов. – М: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 1999.

1.Балонова. М.Г. Искусство и его роль в жизни общества. [Электронный ресур] / Грамота.ру. 2014 г. – http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/ .

2.БОНДАРЕВА Юлия Новости [Электронный ресур c ] / Комсомольская правда. 2014 г.- http://samara.kp.ru/online/news/1275850 .

4.Зализняка А. А. Рождественской Т. В. Библиотека литературы Древней Руси. Берестяные грамоты. [Электронный ресур c ] / Библиотекарь.ру. 2014 г. http://bibliotekar.ru/nauka/45-5.htm.

Приложение 1. Вандализм

Приложение 2. Искусство

ул. Октябрьская ул. Советская

г. Челябинск Трубопрокатный завод

Приложение 3. с.Октябрьское. Школа. Монтаж стены

Проведя исследование среди молодежи Октябрьского района в интернете, в группе «Подслушано в Октябрьском». В опросе участвовало 153 человека. Из них:

86%участников считают граффити – искусством;

5%вообще не знают что это.

Отсюда можно сделать вывод, что о граффити молодёжь считает искусством.

Источники:

http://moluch.ru/archive/96/21622/
http://design-mate.ru/read/an-experience/graffiti-art-or-vandalism
http://school-science.ru/6/8/36140

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии